Налогообложение управляющей компании

Налогообложение управляющей компании - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Налогообложение управляющей компании". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Налогообложение управляющей компании

Налогообложение управляющей компании - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Налогообложение управляющей компании - картинка 3

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Управляющая компания (ЖКХ) перешла с общей системы налогообложения на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Жилой фонд и лифты на балансе организации не стоят. Организация работает на основании договора управления многоквартирным домом. Собственники помещений платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, организация оплачивает только коммуналку по общедомовым нуждам. Относятся ли к расходам предприятия жилищно-коммунальные расходы на общедомовые нужды (разница между фактическим потреблением и показаниями счетчиков) — поставка электроэнергии, воды, тепла, текущий ремонт, уборка дворовых территорий, обслуживание лифтов и др., оказанные сторонними специализированными организациями, ИП, подрядными предприятиями?

Налогообложение управляющей компании - картинка 4

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Расходы на приобретение коммунальных услуг в части, приходящейся на общедомовые нужды, также могут быть учтены в составе материальных расходов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН;
— Энциклопедия решений. Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме;
— Энциклопедия решений. Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг;
— Энциклопедия решений. Права управляющей организации — исполнителя коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

17 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налогообложение управляющей компании - картинка 5

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет коммунальных платежей у «упрощенца»

Автор: Столяров Д. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 2018 года согласно пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ в случае применения управляющей организацией УСНО при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, полученные от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Куда при этом девать расходы? Какими записями в бухгалтерском учете УК отражаются операции по коммунальным платежам? Следует ли использовать счет 86?

Что делать с расходами?

С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).

Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В свою очередь, предоставление коммунальных услуг обеспечивается УК посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения этих договоров (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Перечень расходов (причем закрытый), которые могут учитываться при определении объекта налогообложения «доходы, уменьшаемые на величину расходов», приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эти расходы признаются налоговыми при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним их.

Итак, расходами признаются затраты, которые являются обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Так как поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов, расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов у РСО не признаются налоговыми расходами. Как результат, расходы на оплату коммунальных ресурсов, приобретенных у РСО, УК, применяющей УСНО и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не нужно учитывать при определении объекта налогообложения.

Ограничение по доходам

Право на применение УСНО зависит от величины доходов налогоплательщика, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, то есть налогооблагаемых доходов, возникающих в том числе при переходе на УСНО (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Поэтому при определении предельной величины доходов в целях установления права на применение УСНО в общую сумму доходов налогоплательщика не включаются доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. (См. также по аналогии письма Минфина РФ от 25.08.2014 № 03-11-06/2/42282, от 31.07.2013 № 03-11-06/2/30742, от 07.10.2013 № 03-11-06/2/41436.)

Следовательно, доходы, полученные в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг в случае оказания этих услуг управляющей организации РСО (региональными операторами), не учитываются в составе доходов при контроле доходов в целях проверки правомерности применения УСНО.

В разделе I КУДиР не нужно отражать поступления от плательщиков коммунальных платежей по строке «Доходы», а оплату ресурсоснабжающим организациям – по строке «Расходы». Если данные средства указаны в книге, в нее следует внести соответствующие исправления.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % доходов, учитываемых в целях исчисления «упрощенного» налога, то есть без учета поступлений от плательщиков коммунальных платежей, если УК работает с РСО. В этом случае поступления от плательщиков коммунальных платежей не нужно учитывать и при определении лимита по доходам в целях проверки правомерности применения УСНО.

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Можно ли не делать отчисления в налоговую и в каких случаях?

Как было отмечено выше, налоговые отчисления производятся даже при отрицательном балансе некоммерческой организации. Однако существует одно исключение – отчисления в бюджет не производятся в случае, когда на счет организации поступают целевые средства финансирования. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к таким средствам могут быть отнесены:

  • Вступительные и членские взносы.
  • Добровольные пожертвования.
  • Денежные средства членов ТСЖ, направленные на формирование резерва на проведение ремонта и капитального ремонта общего имущества.

При ведении бухгалтерского учета следует помнить об отделении целевых средств от иных поступлений, иначе денежные средства будут включаться в общую базу и также облагаться налогом. Все, что касается имущества и средств ТСЖ, а также информацию о членских взносах, вы найдете в отдельной статье.

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2020)?».

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

7. Газоснабжение и т. д.

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Налогообложение управляющей компании - картинка 9Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

Содержание

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/[email protected]). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Что делать с НДС?

Если речь идет о ситуации, когда УК управляет домом и выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, работает норма пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. В ней обозначено, при соблюдении каких условий не подлежат обложению НДС на территории РФ операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Освобождение действует при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.

Сами РСО при реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ и т. д.) не вправе применять освобождение от обложения НДС. Поэтому операции по реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ) РСО облагают налогом в общеустановленном порядке (см. письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03-07-14/53310, от 04.04.2017 № 03-07-11/19541, от 13.12.2016 № 03-07-14/74358).

Как пояснила ФНС в Письме от 27.12.2016 № СД-19-3/197, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей компании производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) НДС на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не исчисляется. При этом в силу п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные УК организациями коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг, учитываются у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Следовательно, физические лица (потребители) оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им УК, по стоимости, учитывающей сумму НДС.

Например, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу УК, управляющей организации предъявляются тариф (предположим, 100 руб.) и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (20 руб.), которая учитывается у УК в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 120 руб. с учетом НДС.

Коммунальные платежи у УК на УСНО

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

[2]

Как УК, применяющей УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», заполнить книгу учета доходов и расходов (КУДиР): должны ли в ней отражаться коммунальные платежи, поступившие от плательщиков, в составе доходов, а оплата ресурсоснабжающим организациям – в составе расходов? Каким образом рассчитывается минимальный налог и проверяется правомерность применения УСНО в части соблюдения ограничения по доходам – с учетом поступлений от плательщиков коммунальных платежей?

Управляющие компании, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, полученные в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг в случае оказания этих услуг УК, заключившими договоры ресурсоснабжения с РСО (договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами) (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Соответственно, средства, перечисленные такими УК в оплату коммунальных услуг сторонним организациям, не учитываются при определении объекта налогообложения при исчислении «упрощенного» налога. С этого года данный момент Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ закреплен на уровне Налогового кодекса в пп. 1 п. 2 ст. 346.17.

Является ли деятельность УК посреднической?

Если в МКД в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией и собственники помещений в доме не заключили с РСО прямые договоры на поставку коммунальных услуг, УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг. Как показывает практика, доказать иное – наличие посреднических отношений УК, как правило, не удается.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (УК) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД или органов управления ТСЖ) в течение согласованного срока за плату обязуется:

выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению домом;

оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;

предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ (когда заключаются прямые договоры с РСО), обеспечить готовность инженерных систем;

осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.

Из пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) следует, что УК, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления МКД, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг. Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Вывод: для управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг (если нет прямых договоров, заключенных собственниками с РСО) в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.

В частности, в Постановлении АС ВВО от 05.02.2018 № Ф01-6393/2017 по делу № А31-7437/2016 судьи сделали вывод: общество, выполняя функции управляющей организации, не осуществляло посреднической деятельности, его правовое положение в части предоставления собственникам помещений коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг. Основой для вывода стало в том числе наличие в заключенных УК с собственниками жилых помещений договорах такого условия:

К сведению: общество обязалось обеспечить предоставление собственнику необходимого набора коммунальных услуг в соответствии с федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества. С целью предоставления собственнику коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающими организациями от своего имени и за счет собственника договоры поставки коммунальных ресурсов.

В деле № А70-7080/2017 судьи, проанализировав условия договоров управления МКД и договоров, заключенных налогоплательщиком с РСО, установили, что:

обществом осуществляется возмездное приобретение коммунальных ресурсов у РСО с целью их последующего возмездного предоставления собственникам помещений – потребителям коммунальных услуг в домах, в отношении которых заявитель является управляющей организацией;

условия о выплате обществу какого-либо агентского вознаграждения отсутствуют.

Поэтому основания для вывода о том, что заключенные обществом договоры управления являются агентскими договорами, отсутствуют. Налогоплательщик, выполняя в спорный период функции УК, не осуществлял посреднической деятельности, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг жильцам соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС ЗСО от 07.03.2018 № Ф04-461/2018).

Еще один пример – Постановление АС СКО от 09.02.2018 № Ф08-11258/2017 по делу № А53-15797/2017.

По мнению УК, фактически ее предпринимательская деятельность, исходя из существа договорных обязательств, является посреднической (агентской) деятельностью по закупке коммунальных услуг у поставщиков коммунальных услуг (РСО) при исполнении поручения, выданного потребителями (собственниками имущества в МКД) в рамках договора управления. При этом общество не реализует коммунальные услуги потребителям, а, выполняя волю данных лиц, приобретает коммунальные ресурсы у РСО по единым тарифам и предоставляет их потребителям по их поручению.

Судьи сделали вывод: общество как управляющая организация не осуществляет посредническую деятельность в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, в правоотношениях с РСО и собственниками помещений в доме общество выступает как самостоятельный субъект, его правовое положение соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.

Системы налогообложения

НК РФ предусмотрены две системы налогообложения, которые могут применяться ТСЖ:

Рассмотрим обе системы подробнее.

Первая применима по умолчанию ко всем юридическим лицам и включает в себя следующие виды налоговых сборов:

  1. На прибыль, получаемую от коммерческой деятельности товарищества.
  2. На материальные активы.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  • Налог на прибыль при ОСНО выплачивается в размере 20% с учетом всех расходов, имеющих документальное подтверждение.
  • При использовании общей системы налогообложения организация также обязана оплачивать имущественный налог, размер которого определяется региональным законодательством и не должен превышать 2,2%.
  • НДС уплачивается в размере 18% по общему правилу, однако ТСЖ может быть освобождено от его уплаты, если сумма выручки за квартал составила не более 2 млн. рублей.

Упрощенная система налогообложения применима при соблюдении нескольких требований, указанных в ст. 346.13 НК РФ:

  • В штате числится не более 100 сотрудников.
  • Сумма основных средств, числящихся на балансе организации, не превышает 100 млн. рублей (с учетом стоимости активов).
  • Сумма всех доходов за последние 9 месяцев не превысила 45 млн. рублей с учётом коэффициента-дефлятора.

Чтобы перейти с основной системы на упрощенную, необходимо подать заявление в налоговый орган не позднее первых пяти дней со дня постановки ТСЖ на учет. При пропуске данного срока заявление можно подать с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего следующему отчётному периоду. Таким образом, с системой налогообложения следует определиться заранее, чтобы снизить затраты.

При УСН в качестве объекта налогообложения могут выступать:

  1. Совокупные доходы, отчисления с которых в бюджет будут составлять 6%.
  2. Поступления в бюджет с вычетом расходов, рассчитываемые по ставке 15%. При отрицательном балансе ТСЖ будет взиматься минимальный сбор в размере 1%.

При выборе УСН не подлежат уплате имущественный налог и налог на прибыль. Кроме того, не будет взиматься и НДС.

Бухгалтерский учет

При формировании записей в бухгалтерском учете необходимо учитывать, что управляющая организация, выступающая в роли исполнителя коммунальных услуг, по сути, реализует их. Факт исключения согласно гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг из состава доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, не меняет порядок организации бухгалтерского учета.

Налогообложение управляющей компании - картинка 12

В бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (выручка от оказания услуг) (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н). Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, используется счет 90 «Продажи», к которому могут быть открыты такие субсчета:

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

В свою очередь, к субсчету 90-1 дополнительно можно открыть субсчета второго порядка, в том числе:

либо субсчет 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг»;

либо субсчета 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг без учета повышающего коэффициента», 90-1-2 «Выручка от оказания коммунальных услуг в части повышающего коэффициента». Этот вариант подходит для ситуации, когда УК при расчете платы за холодное и горячее водоснабжение и (или) электроснабжение применяет повышающие коэффициенты в связи с тем, что собственники помещений в МКД не оснастили их ИПУ воды и (или) тепловой энергии.

Что касается счета 86 «Целевое финансирование», в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов он предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Использование этого счета, а не счета 90 при отражении в бухгалтерском учете УК поступлений за коммунальные услуги является неправомерным.

Если УК, применяющая УСНО и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитывает при его определении доходы в виде полученной от собственников (пользователей) помещений в МКД платы за коммунальные услуги, расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания этих услуг также не учитываются при определении объекта налогообложения. Данный льготный порядок, установленный для плательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, не влияет на порядок организации бухгалтерского учета, касающийся отражения на счетах бухучета доходов от оказания коммунальных услуг. Информация о них фиксируется в бухгалтерском учете с использованием счета 90 «Продажи» (а не счета 86 «Целевое финансирование»).

НДС у УК по коммунальным услугам

Автор: Линейкина С. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Может ли управляющая организация при выставлении собственникам помещений в МКД платы за коммунальные услуги не начислять НДС, если она считает, что ее деятельность является посреднической, поскольку УК не является поставщиком коммунальных ресурсов?

Какая система лучше?

Чтобы выбрать подходящую систему налогообложения, следует провести тщательный анализ финансовой деятельности организации.

На ОСНО конечно не стоит оставаться, т.к. в этом случае придется уплачивать все налоги. Однако перед переходом на УСН нужно составить смету и произвести расчеты относительно того, какие средства будут поступать на баланс в качестве целевых, а также подсчитать примерную выручку за оказание платных услуг. Не следует забывать и о расходах.

Из вышесказанного следует простой вывод: выбор системы налогообложения зависит от характера деятельности товарищества.

Минимальный налог

Если за налоговый период (календарный год) сумма исчисленного в общем порядке при использовании объекта налогообложения «доходы минус расходы» налога меньше суммы минимального налога, исчисляемого в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ, налогоплательщик уплачивает минимальный налог.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, минимальный доход определяется в размере 1 % общей суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу. Суммы оплаты коммунальных услуг, поступившие от плательщиков, в ситуации, когда данные услуги закупаются у РСО, при этом не учитываются.

К сведению: при отсутствии доходов, определяемых в установленном порядке, у налогоплательщика не возникает налоговая база для исчисления минимального налога и, соответственно, отсутствует обязанность по его уплате (Письмо УМНС по г. Москве от 26.01.2004 № 21-09/05150).

Платят ли налоги ТСЖ и почему?

Товарищество собственников жилья, согласно нормам п. 3 ст. 50 ГК РФ, носит статус некоммерческой организации. Следовательно, такое объединение не является субъектом предпринимательства. Несмотря на свой юридический статус, согласно нормам НК РФ, руководители ТСЖ обязуются сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это объясняется наличием различных доходов от деятельности товарищества, а также наличием наемной рабочей силы в его составе.

Учет должен производиться раздельно, в зависимости от характера поступаемых средств. Для этого бухгалтерией должно быть открыто несколько отдельных счетов:

[3]

  • при поступлении целевых средств ведется счет «Целевое финансирование;
  • для поступления средств от коммерческой деятельности товарищества ведется счет «Продажи».

Заполнение книги

В силу требований ст. 346.24 НК РФ плательщики «упрощенного» налога обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по этому налогу в книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н (приложения 1 и 2) (далее – Порядок заполнения).

В разделе I КУДиР отражаются доходы и расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (суммы показываются в графах 4 и 5 соответственно). Информация о доходах и расходах, не учитываемых в целях исчисления налоговой базы, в книге не фиксируется. Тот факт, что, к примеру, в п. 2.4 Порядка заполнения не указано, что в графе 4 разд. I не учитываются среди прочего доходы, полученные ТСН, в том числе ТСЖ, УК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с ТКО) с РСО (региональными операторами), является упущением технического характера (положения Порядка заполнения не приведены в соответствие с нормами действующего Налогового кодекса).

Поэтому в разд. I КУДиР не должны отражаться поступления от плательщиков коммунальных платежей в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы», а оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям – в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Если доходы (расходы), не учитываемые при определении налоговой базы, отражены в КУДиР, в нее необходимо внести исправления.

Если КУДиР ведется на бумажном носителе либо при ее ведении в электронном виде в связи с окончанием налогового периода она выведена на бумажный носитель, следует учитывать, что исправление ошибок в книге должно быть подтверждено подписью руководителя организации с указанием даты исправления и проставлением печати организации (при ее наличии) (п. 1.6 Порядка заполнения).

Какими видами облагается?

ТСЖ платит несколько видов налогов, предусмотренных законодательно:

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

[1]

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Содержание

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

Предусмотрены ли отчисления в ФНС и ответственность за неуплату для ТСЖ? Все нюансы налогообложения товарищества

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – объединение владельцев жилых помещений, образуемое с целью улучшения качества обслуживания многоквартирных домов и снижения расходов собственников. Для выполнения последней функции необходим тщательный подход к ведению бухгалтерской отчетности и выбору наиболее выгодной системы налогообложения, о которых и поговорим далее.

Ответственность за незаконную неуплату

Меры ответственности в отношении ТСЖ предусмотрены ст. 122 НК РФ. Правонарушения могут выражаться в занижении налоговой базы или в иных неправомерных действиях со стороны ТСЖ. В каждом случае при неуплате налогов должен быть учтен характер правонарушения. От этого зависит и сумма налагаемого штрафа:

  1. При умышленном характере деяния он составит 40% от суммы задолженности.
  2. При неумышленном – 20%.

Помимо административной ответственности, законом предусмотрена и уголовная.

  • Если сумма ущерба составляет свыше 5 млн. рублей и товарищество не уплачивало положенную сумму на протяжении трех лет. В этом случае председателю и членам ТСЖ грозит выплата штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или лишение свободы сроком до 2-ух лет, а также невозможность занимать определенные должности сроком до 3-х лет.
  • Если сумма ущерба составляет более 15 млн. руб., ТСЖ грозит наложение штрафа от 200 до 500 тыс. рублей или принудительные работы сроком до 5-ти лет, а также лишение свободы сроком до 6-ти лет вместе с правом занимать определенные должности сроком до 3-х лет или без такового (ст. 199 УК РФ).

Таким образом, правление обязано отчитываться перед своими участниками о поступлении средств, вырученных от оказания коммерческих услуг, и проводить разделение целевых и нецелевых поступлений. Отчетность следует предоставлять на общем собрании.

Итак, немаловажной деталью в деятельности товарищества является выбор системы налогообложения. От финансовой грамотности и правильности проведения налоговых платежей зависят затраты его участников, а потому владельцы помещений должны контролировать эту часть расходов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники

Литература


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

  3. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
  4. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  5. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях