Переизбрание управляющей компании

Переизбрание управляющей компании - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Переизбрание управляющей компании". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Собственники помещений vs управляющая компания: кто кого?

Переизбрание управляющей компании - картинка 2После 1 мая не допускается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). А что, если с получением лицензии качество оказываемых по управлению домом услуг не стало выше? Портал ГАРАНТ.РУ расскажет, как сменить управляющую компанию, и какие проблемы могут возникнуть во время этой процедуры.

Решение о смене управляющей компании

Способ управления многоквартирным домом определяется решением общего собрания собственников помещений, при этом такое решение является обязательным для всех собственников помещений (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Несмотря на наличие решения общего собрания, с управляющей организацией заключается договор управления (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания в одностороннем порядке собственники помещений вправе, только если управляющая организация не выполняет условий такого договора, например, не оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества, не информирует собственника о заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг, не раскрывает информацию о своей деятельности и др. (п. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Безусловно, такой подход представляется оправданным с точки зрения стабильности рынка управления. В то же время, доказать, что управляющая компания не выполняет условий заключенного с ней договора, бывает непросто даже в ситуациях полного бездействия с ее стороны (Определение ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № ВАС-4755/09 по делу № А75-1432/2008).

В Жилищном кодексе РФ описан и еще один способ смены управляющей компании. Собственники помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора. Для этого собственники помещений должны до истечения срока действия такого договора провести общее собрание и принять решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (п. 8.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Напомним, открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится органом местного самоуправления сразу после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, а также в случаях, если собственники помещений в многоквартирном доме за год не смогли выбрать способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (п. 4 ст. 161, п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, открытый конкурс проводится в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Вновь избранная управляющая организация обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (письмо Минрегиона России от 20 декабря 2006 г. № 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом»). При этом сам договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами.

Передача документации от одной управляющей компании к другой

Управляющая компания за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы организации, которая выбрана для управления многоквартирным домом (п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). На практике управляющие организации часто не имеют технической документации либо просто не желают ее передавать, в связи с чем заинтересованным лицам приходится обращаться в суд. При наличии у управляющей организации технической документации суды, как правило, выносят решение об ее истребовании, а при отсутствии – о восстановлении утраченных документов и передаче их вновь избранной управляющей компании (Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. № 17074/09 по делу № А40-73182/08-19-483). При этом следует помнить, что по правилу о замене исполнения «новая» управляющая компания может сама восстановить утраченную техническую документацию, взыскав понесенные убытки.

Суд не указывает, как надлежит поступать организации, у которой требуют передать документацию, в случае, если такой документации она никогда не имела. Обычно отсутствие документации можно доказать с помощью подписанных актов приема-передачи дома на управление. «В таких ситуациях суды поступают по-разному, но я считаю, что если ответчик доказал, что у него никогда не было таких документов, понуждать его к их передаче бессмысленно», – считает доцент Российской школы частного права, магистр частного права Михаил Церковников.

Если вновь избранная управляющая организация обратилась с требованием о передаче документации по прошествии трех лет со дня прекращения договора управления, то прежняя управляющая компания может сослаться на истечение общего срока исковой давности. Однако в случае с передачей карточек регистрационного учета граждан на квартиры – документов, оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищного фонда – этот срок не действует, поскольку данные документы носят публичный характер (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 1089/11 по делу № А60-5559/2010-С3).

Достаточно сложным является вопрос исполнения судебного акта с требованием восстановить и передать утраченную техническую документацию вновь избранной управляющей компании. Для ускорения этой процедуры многие юристы рекомендуют истцам заявлять ходатайство об установлении судом астрента – денежной суммы, которую придется заплатить ответчику в случае неисполнения решения суда в течение определенного срока в добровольном порядке (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 22). При этом данная сумма подлежит уплате в пользу истца, а не государства. Многие юристы рассматривают астрент как своеобразную ответственность за неисполнение судебного акта и активно применяют его.

Конкуренция управляющих компаний

Принятие собственниками решения о выборе новой управляющей компании еще не означает, что прежняя не будет искать возможности вернуть управление себе. Многие лишенные полномочий на управление домом компании подают заявления в суд на вновь избранную управляющую компанию, однако такие иски остаются без удовлетворения (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г. № 17АП-13995/2014-ГК по делу № А60-24773/2014). Суды отмечают, что поскольку между управляющими компаниями отсутствуют договорные отношения, оснований для заявления требования о признании или утрате права управлять домом тоже нет. ВАС РФ ориентировал судебную практику на то, что в данной ситуации управляющим компаниям надлежит заявлять требование об оспаривании конкретного решения собрания (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 ноября 2011 г. № 7677/11 по делу № А65-11798/2010-СГ3-14). Соответственно, доказывать законность своего решения необходимо собственникам жилья.

Некоторые управляющие организации, желающие вернуть себе управление многоквартирным домом, обращаются в антимонопольную службу с заявлением о воспрепятствовании их деятельности со стороны «новой» управляющей компании (например, при распространении ею листовок с лицевым счетом, на который необходимо вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения). ВАС РФ в этом случае занял однозначную позицию: если решение собственников жилья о смене управляющей компании никем не оспорено, значит, такая управляющая компания считается действующей и не может воспрепятствовать чьей-либо работе (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 июня 2012 г. № 17635/11 по делу № А50-1710/2011).

***

Как видно, сменить управляющую компанию не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное здесь – единодушное желание и стремление всех собственников помещений сделать управление их домом качественнее.

Приложение. Порядок перехода многоквартирного дома при смене управляющей организации или способа управления

главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области

от 18 января 2010 г. N 14

Порядок
перехода многоквартирного дома при смене управляющей организации или способа управления

1. Настоящий Порядок перехода многоквартирного дома при смене управляющей организации или способа управления (далее — Порядок) разработан в целях реализации раздела VIII Жилищного кодекса РФ, регулирующего вопросы управления многоквартирными домами, и обеспечения единообразного перехода управления многоквартирным домом при смене управляющей организации или способа управления.

2. Для совершения действий, предусмотренных настоящим Порядком, устанавливается следующее:

[2]

2.1 Инициатор проведения общего собрания уведомляет об организации общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в порядке, установленном статьями 44-48 Жилищного кодекса РФ.

2.2 Инициатор общего собрания при организации и подготовке собрания обязан:

— проинформировать собственников помещений об основании необходимости выбора, смены способа управления новой управляющей организации, а также о планируемых затратах, связанных с выбором новой управляющей организации;

— предоставить сведения о существенных нарушениях ранее существовавших договорных отношений;

— провести предварительные переговоры с организациями, которые могут стать управляющей организацией. Предложить этим организациям подготовить перечень объемов работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень и стоимость этих услуг и работ, а также перечень коммунальных услуг, которые они могут предоставить собственникам. Получить от них проект договора на управление многоквартирным домом либо разработать его самостоятельно;

— при наличии нескольких конкурентов на управление многоквартирным домом внести в повестку общего собрания предложение каждого конкурента, уведомить собственников о голосовании только по предложениям одного из конкурентов;

— проинформировать в письменной форме организации, с которыми собственники имеют договорные отношения о выборе иной управляющей организации и администрацию города.

2.3 При принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об ином способе управления таким домом или при изменении управляющей организации, уполномоченное общим собранием собственников помещений лицо направляет (заказным письмом с уведомлением о вручении или личной доставкой с регистрацией письма в установленном порядке) в выбранную вновь управляющую организацию и действующую управляющую организацию копию протокола решения общего собрания о выборе их управляющей организацией.

2.4 Выбранная для управления многоквартирным домом управляющая организация, товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) в течение 30 дней в письменной форме заключает договор управления с каждым собственником помещения в таком доме на условиях, указанных в решении данного общего собрания (датой начала действия договоров целесообразно устанавливать первое число месяца);

2.5 Управляющая организация, ТСЖ, осуществлявшая управление многоквартирным домом до смены способа управления или управляющей организации, после получения уведомления собственников создает комиссию, в которую входит: директор управляющей организации, бухгалтер, технический работник, уполномоченный представитель собственников;

— проводит проверку наличия технической и иной документации для подготовки к передаче в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491;

— подготавливает и составляет разделительный баланс;

— в срок не позднее 30 дней предусмотренного ч.10 ст.162 ЖК РФ осуществляет передачу технической документации по акту приема-передачи;

— направляет в ресурсоснабжающие организации уведомления об изменении стороны в договоре в части обслуживания и снабжения ресурсами многоквартирного дома со дня передачи его в управление другой управляющей организации, ТСЖ;

— передает списки граждан зарегистрированных по месту жительства вновь избранной управляющей организации, ТСЖ.

2.6 Выбранная для управления многоквартирным домом управляющая организация, ТСЖ, уполномоченный представитель собственников при непосредственном способе управления при принятии в управление общего имущества многоквартирного дома выходит с предложением к управляющей организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом до смены способа управления или управляющей организации, с предложением о составлении акта состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и со своей стороны обеспечивает реализацию этого процесса. Данный акт согласовывается с уполномоченным представителем собственников. При отказе управляющей организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом до смены способа управления или управляющей организации, выбранная для управления многоквартирным домом организация, ТСЖ составляет акт состояния общего имущества многоквартирного дома с участием представителей собственников помещений многоквартирного дома.

2.7 Выбранная для управления многоквартирным домом управляющая организация, ТСЖ направляет в ресурсоснабжающие, лифтовые и прочие организации предложения о заключении договоров на поставку ресурсов, выполнение прочих работ и услуг;

2.8 Вновь выбранная управляющая организация направляет уведомление в Администрацию, к уведомлению прилагаются:

а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления или новой управляющей организации со всеми приложениями;

б) договор управления многоквартирным домом, утвержденный на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома и подписанный сторонами;

в) копия свидетельства о государственной регистрации лица, избранного для управления;

г) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

2.9 Администрация ведет реестр управляющих организаций, ТСЖ, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный. В реестре указывается: наименование управляющей организации, ее юридический адрес и местонахождение, руководитель, контактное лицо, телефоны, в том числе диспетчерских служб, местонахождение многоквартирных домов, находящихся в ее управлении, доля муниципальной собственности, плата за содержание и ремонт жилого помещения, срок начала и окончание деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом.

Внесению в реестр подлежат все управляющие организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный.

Предъявление платежных документов собственникам (нанимателям) по договору управления осуществляется только после заключения договора управления многоквартирным домом при наличии документального подтверждения.

Выписка из реестра управляющих организаций, заверенная подписью должностного лица администрации и скрепленная печатью администрации является подтверждением наличия правоотношений по управлению многоквартирным домом.

При наличии конфликтных ситуаций при смене управляющих организаций или способа управления многоквартирным домом, администрацией города создается конфликтная комиссии по урегулированию ситуации, в которую входят представители прежней управляющей организации, уполномоченные представители собственников многоквартирного дома, представители вновь избранной управляющей организации, представители администрации.

В случае не урегулирования конфликта мирным путем, заинтересованное лицо может обратиться в суд.

2.10 Управляющая организация, осуществлявшая управление многоквартирным домом до смены способа управления или управляющей организации, передает согласно акту приема — передачи вновь избранной управляющей организации, ТСЖ следующую имеющуюся в наличии техническую и иную документацию (информацию, необходимую для управления):

— документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая оригинал (копию) технического паспорта и акта состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;

— акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям в том числе:

— акт поверки водосчетчика (при его наличии);

— акт поверки прибора учета тепловой энергии (при его наличии);

— акт поверки коллективных приборов учета электроэнергии;

— акты весеннего и осеннего осмотров за текущий год

— проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).

— иная техническая документация.

Вся документация передается безвозмездно.

2.11 Сторона, принявшая в управление многоквартирный дом, обязана:

— обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, при наличии соответствующих полномочий, закрепленных в договоре управления;

— обеспечить сохранность документации, связанной с управлением многоквартирным домом, и своевременное внесение в документацию соответствующих изменений;

— в случае смены способа управления или выбора иной управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации, ТСЖ полученную и вновь созданную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом.

Примерные схема
и сроки основных мероприятий при смене организаций, управляющих многоквартирным домом

Переход дома из одной управляющей компании в другую

Зачем менять управляющую компанию

Причины для смены управляющей компании (УК):

Организация не выполняет обязанности, которые закреплены в договоре. Собственники могут разорвать договор в одностороннем порядке (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса)

Компания предоставляет некачественные услуги, не выполняет ремонтные работы, игнорирует обращения жильцов. Нужны доказательства.

Жильцы подозревают управляющую компанию в воровстве.

Компания обанкротилась или на грани развала.

Истекает срок лицензии компании на обслуживание и управление (статья 199 Жилищного кодекса).

Заканчивается срок действия договора. Если срок договора вышел, но ни одна из сторон не расторгла его, договор автоматически продлевается (статья 162 часть 6 Жилищного Кодекса).

Расторжение договора по добровольному соглашению сторон.

Желание 100% собственников поменять управляющую компанию.

Жильцы решили сменить способ управления: создать ТСЖ или ТСН.

Управляющая компания может оспорить желание жильцов, если нет весомых причин.

Предложить переход в другую управляющую компанию может один житель или инициативная группа. Главное, чтобы остальные жители поддержали инициативу большинством голосов.

Сколько раз можно перейти

Закон не устанавливает, насколько часто можно менять управляющую компанию. Если у жильцов есть причины менять организацию, они могут делать это неоднократно.

Главное – правильно выполнить переход.

Учитывайте текущий договор с управляющей организацией. Изучите пункты о расторжении договора, вопросы расчетов в этом случае и другие нюансы. Некоторые уточнения в соглашении могут помешать быстро поменять управляющую компанию.

Документы для перехода

Смена управляющей компании – юридическая процедура. Для нее нужны документы:

Протокол собрания собственников. Собрание ведет секретарь или бухгалтер, человек с экономическим образованием.
Протокол содержит:
– адрес дома;
– повестку дня;
– причины для перехода, доводы за и против;
– вопрос для голосования;
– результаты голосования;
– явку собственников;
– подписи присутствовавших на собрании.

Решение о разрыве взаимоотношений с управляющей компанией, которое принимают собственники на общем собрании. Решение прописывается в протоколе общего собрания или составляется отдельно. Имеет законную силу, если явка жильцов составила более 50%.

Заявление – с просьбой принять решение собственников из пункта 2.

Договор с прежней управляющей компанией.

Уведомление в письменном виде в старую УК – если сотрудники управляющей компании не присутствовали на собрании. Уведомление доставьте лично.

Если компания не выполняла обязательства, подготовьте доказательства.

Порядок действий для смены управляющей компании

Переизбрание управляющей компании - картинка 5

После определения причин для смены управляющей компании можно действовать дальше.

Выбор новой управляющей компании. Выбирайте заранее, до собрания. Посмотрите рейтинги на сайте Реформа ЖКХ. Походите по дворам, поговорите с жителями. Съездите группой жильцов к руководству управляющей компании, обсудите вопросы управления вашим домом.

Обратите внимание, как организация работает с жителями: автоматизированы ли процессы. В компании с автоматизацией меньше ошибок при расчетах, квитанции можно оплачивать онлайн, развита работа с заявками от жильцов. Такая организация больше расположена к жителям, быстрее реагирует на жалобы и обращения. Автоматизированная компания – современная компания. Она стремится оказывать качественные услуги, поскольку вкладывает ресурсы в прогрессивные программы для управления жилым фондом. Если есть выбор равноценных по отзывам компаний, лучше выбрать УК или ТСЖ с автоматизацией.

Обратите внимание на следующие вопросы:
– опыт работы;
– отзывы;
– количество домов;
– документацию;
– материальную базу;
– степень открытости информации о деятельности;
– автоматизированы ли процессы расчета квартплаты;
– какое программное обеспечение использует в своей работе;
– работу с клиентами;
– квалификацию сотрудников;
– тарифы;
– взаимодействие с поставщиками услуг;
– наличие лицензии (проверить можно здесь).

Если ни одна компания не устраивает, можно создать ТСЖ.

Проведение общего собрания собственников. Собрание проводится в очной или очно-заочной форме.
Готовится повестка собрания:
– о проведении собрания в форме очно-заочного голосования;
– о расторжении договора управления;
– о выборе способа управления;
– об утверждении новой УК, условий договора и тарифов;
– о сроках передачи документации: за 30 дней до того, как закончится действие старого договора. Рекомендуется передать документы через 2-3 дня после проведения собрания. Если документация утеряна, старая управляющая компания обязана ее восстановить за свой счет (пункт 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами);
– о сроках передачи накопленных средств: после расторжения договора управления;
– о способе оповещения собственников о результатах собрания;
– о месте хранения протокола собрания.

О собрании нужно оповестить собственников за 10 дней до намеченной даты.
Скачать образцы документов для проведения общего собрания:

Уведомление старой управляющей компании в течение 5 рабочих дней. Еще отправляем уведомление с копией принятого решения о переходе в другую УК в органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля.

Заключение нового договора управления с выбранной компанией. В договоре нужна подпись более 50% собственников – тогда договор будет считаться заключенным (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса). Можно подписать договор сразу на собрании. После этого управляющая компания подает заявление в орган государственного жилищного надзора. В лицензию управляющей компании вносится новый дом в течение 10 рабочих дней. (п.4 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.12.2015 г. № 938/пр)

Оплата в новую управляющую компанию. Оплачивать счета в новую управляющую компанию жильцы могут после включения вашего дома в лицензию. Проверьте сведения на сайте органов государственного жилищного надзора. Если кто-то из жителей оплатил услуги ЖКХ вперед на несколько месяцев, подайте заявление на перерасчет.

Варианты перехода

из одной управляющей компании в другую

Дом может перейти из одной управляющей компании в другую. Для такого перехода актуален порядок действий, который описан выше.

из управляющей организации в ТСЖ и наоборот

Можно поменять управляющую компанию на товарищество собственников жилья и наоборот. В этом случае жильцы сами выполняют функции управляющей компании. Сперва на общем собрании принимается решение о создании ТСЖ.

Вопрос перехода дома из ТСЖ в УК тоже решается на общем собрании собственников.

Если ТСЖ как форма правления устраивает жильцов, но не устраивает работа председателя, устройте собрание с переизбранием. На собрании должно присутствовать не менее 50% членов ТСЖ и не менее 50% собственников.

Если жителям будет комфортно с управляющей компанией, не появится желание перейти в другую УК. Чтобы повысить удовлетворенность жителей, будьте на связи. Реагируйте на проблемы, решайте их своевременно и оперативно при помощи программного обеспечения.

Программы 1С-Рарус помогут вовремя и корректно формировать квитанции для оплаты; принимать и отслеживать заявки в аварийно-диспетчерскую службу; обеспечивать прозрачность расчетов и начислений.

Через Сайт ЖКХ и мобильное приложение жители смогут связаться с вами, передать показания счетчиков и оплатить квитанции в любое время.

Приложение для руководителя поможет управлять бизнесом. Когда всё под контролем, управляющая компания не просрочит лицензию, не обанкротится и минимизирует прочие риски.

Рассказываем, как сменить управляющую компанию 16322

Переизбрание управляющей компании - картинка 6

Как уйти от «крепостничества» в управляющих организациях и самостоятельно выбрать свою УК – читайте в нашей инструкции.

Если любому из вас задать вопрос: выбирали ли вы для своего дома управляющую компанию, наверное, 90% ответят, что не только не выбирали, но и вообще не слышали о каких-либо выборах УК.

Причина такой ситуации состоит в том, что в период, когда началась реформа ЖКХ и вводился Жилищный кодекс РФ, созданные на базе старых ЖЭКов новые управляющие компании, воспользовавшись правовой безграмотностью и неорганизованностью большинства жителей, просто «закрепили» за собой право управлять домами, даже не сообщив об этом собственникам.

Так и остались собственники МКД как «крепостные» при старом ЖЭКе, только уже в новом обличии – в виде управляющей компании. В связи с тем, что все многоквартирные дома были «закреплены» за такими УК, новых «игроков» на рынке ЖКХ не возникло. Создался своеобразный монопольный рынок управляющих компаний.

И началось: без согласия собственников изменяют ставку содержания жилья; вводят целевой сбор; моют подъезд раз в квартал, а плату за уборщицу собирают ежемесячно; включают в расчеты СОИ (общедомовые нужды) сверхнорматив и т. д.

В экономической теории одним из свойств монополизированного рынка является возможность монополиста рынка осуществлять дискриминацию потребителей, устанавливая цену на свой товар по своему усмотрению. И при всем при этом не нести ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома!

Однако жизнь не стоит на месте. Недовольство жителей уровнем качества услуг (а зачастую и отсутствием этих услуг) возрастает, люди ищут пути выхода – кто-то создает ТСЖ, кто-то стремится найти на рынке новую, современную управляющую компанию. К счастью, на рынке стали появляться управляющие компании нового типа, которым выжить среди больших монополий можно только в том случае, если их работой жильцы будут довольны.

Так как же уйти от «крепостничества»? Расскажем в нашей инструкции ниже.

Переизбрание управляющей компании - картинка 7

ПРАВИЛА РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ С УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Жилищный кодекс РФ не дает нам права вот так, проснувшись однажды утром, взять и отказаться от услуг определенной УК.

Существует несколько способов сделать это на законных основаниях:

1) Выбор новой управляющей организации по окончании срока действия договора управления со старой УК.

2) Существенные нарушения договора управления старой управляющей организацией.

Согласно п. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора. И принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

3) Смена УК на основании общего собрания собственников МКД в период действия договора и без существенных замечаний к ее работе.

На этот счет есть Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.11.2011 г. № 7677/11. Которое трактует пункт Жилищного кодекса так, что собственники могут сменить УК, если они приняли об этом решение на собрании, даже если со стороны УК не было существенных нарушений договора управления.

4) Смена способа управления многоквартирным жилым домом.

[3]

Например, на общем собрании собственников вы принимаете решение о создании ТСЖ или ТСН, но впоследствии товарищество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом самостоятельно, а нанимает для этого управляющую компанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ. Кстати, у такого способа есть один немаловажный плюс – если новая УК не оправдает ожиданий, то сменить ее можно будет, проведя всего одно заседание Правления ТСЖ, если это предусмотрено уставом товарищества.

5) Расторжение договора по соглашению сторон, если старая УК согласна расторгнуть договор.

6) Лишение управляющей компании лицензии на право управления вашим домом, согласно статьи 199 Жилищного кодекса РФ.

КАК ВЫБРАТЬ «ПРАВИЛЬНУЮ» УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ?

ШАГ 1. ПОДБОР НОВОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Определение круга претендентов – это один из самых важных и ответственных моментов. Обычно таким вопросом занимается или Совет дома, или инициативная группа.

Обязательно обсудите вопрос смены УК с соседями и собственниками других помещений в МКД.

Отбросьте все сомнения, что ваш дом не заинтересует ни одну управляющую компанию. Практика Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» показывает обратное.

Даже старые, так называемые «проблемные» дома интересны управляющим организациям. Такой интерес может быть вызван разными причинами, при этом не важно какими, а важно, что практически любой дом по-своему интересен той или иной управляющей компании.

Перечень управляющих организаций, как правило, размещен на официальном сайте муниципального образования. В любом случае в отделе ЖКХ Администрации своего города можно получить актуальный список всех действующих в городе УК.

Не пренебрегайте неизвестными вам или молодыми организациями.

Зачастую новые организации более ориентированы на «клиента», деятельность их более прозрачна, и у них есть огромное желание закрепиться на этом рынке услуг, потеснив больших «монстров».

Изучите всякого рода рейтинги и антирейтинги, так называемые «черные списки». Эти рейтинги часто публикуются в открытых источниках, сети Интернет, по результатам работы ГЖИ, Роспотребнадзора и других государственных ведомств.

ШАГ 2. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Обзвоните как можно больше компаний и переговорите с их руководством на тему возможности управления вашим домом.

Напроситесь на визит к руководству выбранной вами потенциальной управляющей организации и обсудите все интересующие вас вопросы. Причем ехать лучше активу Совета дома или группе скептически настроенных жильцов.

Постарайтесь узнать, насколько ваш дом интересен для потенциально выбранной вами управляющей компании, оцените основные коммерческие преимущества компаний.

Попытайтесь как можно больше прочитать в открытых источниках о тех, кто заинтересовался управлением вашим домом или в ком заинтересованы вы.

Цель первого шага – составить общее мнение о компании-претенденте и выбрать среди всех претендентов 2–5 компаний.

Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» может оказать вам помощь в первоначальном отборе компаний и организовать площадку для ознакомления и презентации этих компаний для Совета МКД или инициативной группы.

ШАГ 3. ЗНАКОМСТВО С ВЫБРАННЫМИ ПРЕТЕНДЕНТАМИ

На этой стадии необходимо как можно ближе познакомиться с претендентами, целенаправленно получить информацию о компаниях из открытых источников. Если компания входит в антирейтинг, уточнить, по каким причинам это случилось.

Очень желательно пообщаться с жителями (Советом МКД) тех домов, которыми управляют выбранные вами претенденты, потому что эта информация будет наиболее объективна для вас.

Вопросы к таким жителям могут быть различные. Примерный перечень вопросов может состоять из следующего: как компания обслуживает дом в целом; как часто проводится уборка мест общего пользования; как реагирует компания на предложения жителей и замечания; насколько доступно руководство компании для общения с жителями; как быстро реагирует на аварии; насколько качественно проводится ремонт; как компания отчитывается перед жителями; какие есть в целом претензии к компании.

Целью этой стадии является ранжирование выбранных претендентов и определение предпочтений.

Сбор технической информации по своему дому

Этот шаг может производиться на более ранних стадиях, еще до действий по обзвону, но он не должен быть позднее, чем шаг 3 (знакомство с выбранными претендентами).

На этом этапе необходимо собрать сведения о своем доме. Чем подробнее будет информация, тем лучше. Вы сами, как собственник, должны понимать, в каком состоянии находится ваш дом.

Сведения о технических характеристиках вашего дома вы можете запросить в своей УК, например, ознакомиться с техническим паспортом дома, также эти сведения можно получить в БТИ, но эта услуга является платной.

Определение насущных проблем в доме

Вряд ли эта стадия вызовет затруднение у собственников, потому что свои наиболее животрепещущие проблемы известны заранее.

Это может быть необходимость срочного ремонта крыши, которая протекает уже давно, это может быть необходимость изменения придомовой территории и увеличения парковочных мест для автомашин, или установка детской площадки.

На этой стадии необходимо составить список, ранжировав проблемы по значимости.

ШАГ 4. ПЕРЕХОД К ОБСУЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ

На этой стадии собственники переходят к определению возможностей управляющей компании по обслуживанию их общего имущества.

Для этого мы предлагаем направить каждой УК-претенденту опросный лист (анкету).

В анкете собраны наиболее интересующие жителей вопросы по содержанию их общего имущества в МКД. Естественно, что для ответов на многие вопросы управляющей организации потребуется изучение технических характеристик дома, а возможно и его обследование.

ШАГ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По результатам анкетирования Совет дома либо инициативная группа определяет победителя проведенного ими конкурса и переходит к обсуждению условий будущего договора, его формы, перечня предоставляемых услуг, тарифов и т. д. конкретно для своего дома.

ШАГ 6. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ПО ВЫБОРУ НОВОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Если пройдены все предыдущие шаги, объяснить собственникам на общем собрании, почему необходимо выбрать новую управляющую компанию, не составит большого труда. Порядок проведения общего собрания собственников помещений регламентирован ст. ст. 44–48 Жилищного кодекса РФ.

Порядок смены управляющей компании многоквартирного дома требует того, чтобы решение приняли собственники, обладающие более чем 50% голосов. Важно учесть, что голоса подсчитываются не по количеству собственников жилья, а по метражу квартир относительно всей жилой площади в здании.

На всех стадиях проведения конкурса специалисты Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» готовы оказать консультативную и организационную помощь жителям домов по выбору новой управляющей компании.

Помните, выбираете и принимаете решение только вы сами!

Новые правила проведения общего собрания собственников в 2019 году 44837

Переизбрание управляющей компании - картинка 10

Если вы до сих пор считали, что хозяин дома – управляющая организация, которая собирает с вас жилищно-коммунальные платежи, спешим обрадовать. Единственным легитимным органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников. Как решите жить – так и будете. Дело за малым – правильно организовать голосование.

В марте 2019 года вступил в законную силу новый Приказ Минстроя РФ – №44/пр, корректирующий правила проведения собрания собственников в МКД. Помимо новых требований к Протоколу собрания, ведомственный документ определил сроки и порядок передачи решений собрания в органы Госжилнадзора.

Прежде чем обсудить детали Приказа № 44, давайте вспомним, какие принципиальные вопросы решает собрание собственников. И при каком количестве проголосовавших решение будет считаться законным.

Собрание собственников может решить любые вопросы, связанные с МКД:

  • Сроки проведения годового собрания собственников и порядок уведомления о таком собрании.
  • Выбор способа управления МКД. Предпочесть УК, создать ТСЖ или установить непосредственное управление самими собственниками.
  • Смена управляющей компании.
  • Избрание и переизбрание Совета МКД.
  • Размер платы за содержание и текущий ремонт жилья.
  • Условия заключения договоров с ресурсниками.
  • Сроки и порядок проведения текущего ремонта дома.

Решения по этим вопросам принимаются простым большинством голосов ОТ ЧИСЛА УЧАСТВУЮЩИХ В КОНКРЕТНОМ СОБРАНИИ. То есть если 50% + 1 голос участников данного собрания проголосовали за смену УК или повышение размера платы за содержание и ремонт – то оно правомочно.

Но есть принципиальные вопросы, мнение по которым должны спросить у всех собственников, а не только у тех, кто пришел на собрание.

Решения по таким важным вопросам должны принимать квалифицированным большинством. То есть голоса считают от ОБЩЕГО ЧИСЛА ГОЛОСОВ СОБСТВЕННИКОВ в МКД.

Вот эти вопросы:

100% голосов от общего числа голосов собственников МКД

Вопросы, связанные с реконструкцией, расширением или перепланировкой в доме, которые уменьшат размер площадей общего имущества МКД.

К примеру, жители решили устроить в неиспользуемой части подвальных помещений спортзал. Или собственник открывает магазин на первом этаже и пристраивает к дому входную группу.

2/3 голосов от общего числа голосов собственников МКД

  • Вопросы, связанные с использованием земельного участка, относящегося к придомовой территории.

К примеру, жители решили ликвидировать или, напротив, организовать парковочные места во дворе. Построить детскую площадку вместо парковки. Огородить дом забором и поставить на входе камеры видеонаблюдения и т.п.

  • Заключение/расторжение договоров на размещение в доме и на доме рекламных конструкций, аренду помещений интернет-провайдерами, телевизионщиками и операторами сотовой связи.
  • Определение способа накопления средств на капремонт (общие котел или специальный счет дома).
  • Изменение сроков проведения капремонта или размера взносов на капремонт.
  • Получение или погашение займа на капремонт.
  • Наделение Совета МКД полномочиями на принятие решений от имени собственников.

50% + 1 голос от общего числа голосов собственников МКД

  • Вопрос передачи права принимать решения о сроках и порядке проведения текущего ремонта Совету многоквартирного дома.

Это удобно – не надо собирать собрание по вопросу ремонта подъезда или замены почтовых ящиков. Эти решения примет Совет МКД.

  • Определение способа накопления средств на капремонт (общие котел или специальный счет дома). А также выбор собственника, который будет открывать спецсчет и совершать операции с деньгами от имени всех собственников.

Особняком стоит вопрос перевода жилого помещения в нежилое.

Решающим в этом вопросе будет мнение жителей подъезда, в котором находится переводимая квартира.

[1]

Если большинство участников собрания проголосовали «за» перевод, но среди жителей подъезда поддерживающих такое решение меньше половины – решение считается не принятым.

!! «За» перевод должно проголосовать большинство «одноподъездников»

А теперь вернемся к подробностям Приказа № 44. На всех этапах – от инициирования собрания до сдачи оригинала Протокола в Госжилнадзор, необходимо соблюсти важные нюансы.

Правильно уведомляем собственников о собрании

Инициатор должен уведомить всех собственников помещений в МКД не позднее чем за 10 дней до дня его проведения. Основная ошибка на этом этапе обычно заключается в выборе способа уведомления.

Самый простой способ подразумевает размещение объявлений в лифтовых холлах, на доске информации у подъездов или внутри.

Запомните, сообщить собственникам о собрании таким способом можно только в том случае, если решение о подобной форме уведомления было утверждено собственниками на предыдущем собрании.

Если ранее такого решения не принималось, или общее собрание собственников в МКД проводится впервые, этот способ уведомления будет признан незаконным

Как же уведомить соседей правильно?

Либо направить каждому собственнику заказное письмо с уведомлением о вручении, либо вручить уведомление каждому собственнику лично, под роспись. Уведомление должно быть направлено не менее чем за 10 дней до запланированной даты собрания!

Уведомление должно содержать информацию: кто инициатор собрания, форма проведения (очная, очно-заочная, заочная); дата, место и время, повестка; порядок и место ознакомления собственников с результатами.

Если ОСС проводится в очно-заочной или заочной форме, уведомление должно содержать дедлайн окончания приема бюллетеней и адрес, куда эти бюллетени необходимо передавать.

Избегаем незапланированных повесткой вопросов

Даже самые важные вопросы, которые возникли в ходе собрания, но не фигурируют в повестке, рассматривать нельзя. Это будет расцениваться как изменение повестки собрания. Если вопросы, появившиеся в ходе собрания, действительно важны для всех собственников, их придется рассмотреть на новом собрании.

Пишем грамотно и дружим с логикой

Минстрой постановил, что протокол состоит из неких структурных единиц, которые должны излагаться от третьего лица множественного числа: слушали, выступили, постановили, решили.

Текст каждой структурной единицы должен состоять из трех содержательных частей:

а) в части «слушали» указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к Протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки указываются перед словом «слушали»;

б) в части «предложено»» указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки, а формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

в) в части «решили (постановили)» указываются решения, принятые собранием по рассмотренному вопросу, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой и количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

Как считаем голоса

Обычно к неправильному подсчету голосов приводят неправильно оформленные решения или недостоверные данные о праве собственности на помещение в МКД.

Количество голосов участников долевой собственности должно соответствовать принадлежащим им долям в праве на жилплощадь. Если один человек или юридическое лицо владеет несколькими помещениями в МКД, проголосовать он может всего один раз. При этом в бюллетене указывается общая площадь помещений, которые принадлежат такому лицу.

Какие сведения нужно учесть при подсчете голосов? Информацию о лице, участвующем в голосовании; реквизиты документа, подтверждающего право собственности; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Если собственник не отметил ни одной позиции в каком-то из вопросов или, наоборот, проставил несколько галочек, его решение по данному вопросу будет считаться недействительным и не будет учтено при подсчете голосов по этому пункту повестки.

Загодя заботимся о кворуме

Зачастую очное голосование оказывается несостоятельным: количество участников не обеспечивает кворума.

Инициатор вынужден прибегнуть к «заочке». Тут стоит помнить: если заранее собственники не были уведомлены, что собрание будет проходить в очно-заочной форме, заочное собрание необходимо будет оформлять как новое. Соответственно заново уведомлять всех и составлять новый протокол по принятым решениям.

Чтобы избежать этой муторной процедуры, лучше сразу предусмотреть общее собрание в очно-заочной форме. В таком случае собственники будут уведомлены единожды. Те, кто не смогут принять участие лично, проголосуют заочно. И, соответственно, будет оформлен один итоговый протокол решения.

Держим слово и не срываем сроков!

Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных дней с даты подведения итогов собрания .

Датой протокола общего собрания считается дата подведения итогов общего собрания.

Обязательным приложением к протоколу являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в собрании. Обратите внимание, вместо сообщения о проведении ОСС теперь обязательным приложением к протоколу является «копия текста сообщения о проведении общего собрания».

Инициатор собрания обязан передать оригиналы бюллетеней и Протокола в управляющую компанию . В свою очередь УК направляет подлинники в региональный орган Госжилнадзора (ГЖН) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов.

При непосредственном управлении домом Протокол собрания направляется инициатором напрямую в ГЖН – не позднее чем через 10 дней со дня окончания общего собрания.

Источники

Литература


  1. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  5. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях