Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

За что опять платить: графа «управление МКД» в квитанции – что это такое и откуда взялось?

С 2016 года в квитанциях на оплату коммунальных услуг значится графа «Управление МКД». Что за ней скрывается и откуда она взялась, можно узнать из настоящей статьи.

Управление МКД — что это такое в квитанции?

Появление новой строки расходов объясняется преобразованиями в Жилищном кодексе РФ. Прежде то, что подразумевается под «Управлением многоквартирным домом», включалось в пункт «Содержание и текущий ремонт» (ч.2 ст.154 ЖК РФ). По факту, это оплата услуг, предоставляемых организацией. В них включены и административные функции. Всё это должно быть в подробностях описано в договоре, который управляющая компания заключает с собственниками.

Оплата за содержание и ремонт жилого объекта основывается на подробном списке услуг и работ. Подразумевается общедомовое имущество, покрытие ресурсов сюда не входит — для этого в квитанции отдельные строки. На практике, большая часть управляющих компаний формирует список работ и услуг внутри компании, а жильцам оглашается уже общий размер платежа.

Размер суммы за управление многоквартирным домом в 2019 году подразумевает оплату за:

  • предоставление горячей и холодной воды по трубопроводной сети;
  • слив использованной воды по системе канализации;
  • электроэнергию в неограниченном количестве (потребляемую при эксплуатации общего имущества дома);
  • постоянное использование газа в необходимом количестве;
  • отопление – поступление в помещение тепла в установленном количестве;
  • ведение технических документов на дом и их хранение;
  • подписание соглашения с подрядчиками на проведение любых работ и контроль за их осуществлением;
  • оформление договора с поставщиками воды, тепло- и электроэнергии;
  • сбор денег с собственников жилых помещений, предоставление счетов, а также изымание задолженностей с должников за использование услуг;
  • контроль оказания жилищно-коммунальных услуг заказчикам;
  • услуги диспетчера для жильцов, проведение регистрации жителей;
  • выдачу справок по требованию собственника;
  • уведомление жильцов об изменении величины оплаты.

Исчерпывающий перечень оплачиваемых работ и услуг, а также правила, по которым возможны изменения этого списка, прописаны в соглашении между жильцами и управляющей организацией и являются решающими его условиями (ст.162 ЖК РФ). Полный список всех мероприятий утверждается на общем совете собственников МКД.

Отличия оплаты совету управления МКД

Об отличиях ЖСК, ТСЖ и УК и о том, что лучше выбрать, мы писали тут.

Круг обязанностей совета:

  1. обеспечение исполнения решений собрания жильцов;
  2. вынесение на сборе вопросов и предложений по поводу пользования общим имуществом, произведения ремонта;
  3. организация управления МКД и его контроль;
  4. отчётность о проделанной работе.

Что касается оплаты работы данного органа: в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, общее собрание собственников имеет право принять решение о выплате премии участникам совета дома, в частности председателю, но в обязанность законом это не ставится, в отличие от выплаты за «Управление МКД». Общее собрание может установить принцип и объём оплаты совету дома, если решение будет подтверждено большинством голосов участников собрания.

Из чего состоит квартплата

В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:

Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.

Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.

Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.

Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.

Что говорит закон

Обязанности собственников и нанимателей жилья в МКД — многоквартирных домах — в части оплаты услуг прописаны в Статье 154 ЖК РФ . Там же расшифровано понятие содержание жилья. Согласно закону, собственники оплачивают:

Коммунальные услуги. Полный перечень, что входит в коммунальные услуги , указан в части 4 Статьи 154. Если кратко, в «коммуналку» входит оплата за горячую и холодную воду, электричество, газ и канализацию, то есть отведение сточных вод.

Капитальный ремонт. Взносы на капитальный ремонт рассчитываются в соответствии с графиком капитального ремонта и выводятся отдельной графой в квитанции. Деньги поступают в специальный фонд , откуда потом финансируется ремонт.

Содержание жилого помещения. Это и есть интересующая нас графа. Согласно законодательству, собственник платит за:

💵 услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

💵 содержание и текущий ремонт общего имущества;

💵 коммунальные ресурсы, израсходованные при содержании и использовании общего имущества.

Формулировка размыта, потому что в каждый из вышеперечисленных пунктов входит еще множество разделов.

Если вы снимаете жилье по договору социального найма, вместо взноса на капитальный ремонт платите деньги за наем. В остальном так же оплачиваете коммунальные услуги и содержание недвижимости.

Как утверждается размер платы за жилое помещение

Выше мы рассказали о первом этапе утверждения размера платы за жилое помещение – его обосновании. Перейдём к следующим действиям.

Управляющая организация размещает составленные ею предложения о размере платы на досках объявлений в подъездах МКД или в пределах земельного участка такого дома. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до следующего этапа утверждения размера платы – проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Проводится такое собрание в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, решение об утверждении размера платы принимается на общем собрании членов товарищества или кооператива на основе утверждённой сметы доходов и расходов (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Если предложенный размер платы превышает размер, установленный субъектом РФ для собственников, которые не утвердили плату или не выбрали способ управления МКД, предложение о размере платы должно содержать:

  • смету расчёта,
  • обоснование размера платы,
  • обоснование превышения такого размера.

Новое требование к детализации размера платы установлено п. 31 ПП РФ № 491: в обосновании превышения необходимо детально прописать расчёт годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также указать периодичность, с которой они будут выполняться.

Следующий этап – проведение общего собрания собственников помещений в МКД. Не забудьте о порядке проведения собраний, описанном в ст. ст. 44–48 ЖК РФ.

После собрания проинформируйте о его результатах собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ) и ГЖИ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 3

С каким требованием обиженный собственник обратился в КС РФ

В Конституционный Суд РФ собственник обратился с намерением оспорить конституционность:

  • ст. 181.4 ГК РФ, предусматривающей основания и порядок признания недействительным решения оспоримого решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ст. 181.5 ГК РФ, устанавливающей основания ничтожности решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ч. 1 ст. 185 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущества путём внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Заявитель сослался на то, что оспариваемые им положения закона противоречат ч. 2 ст. 6 и ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, так как они не предусматривают запрет установления ОСС дифференцированных тарифов за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений и препятствуют признанию судом таких решений недействительными.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 4

Ответственность УК за превышение тарифов

Неправомерное завышение квартплаты может грозить управляющей компании начислением штрафа в размере 50% от суммы завышения (п. 11 ст. 156 ЖК РФ), причем штраф выплачивается в пользу пострадавшего жильца.

Важно помнить, что УК может избежать начисления штрафа, если превышение квартплаты было осуществлено по вине плательщика – например, если он ранее предоставил в УК неверные сведения.

Если завышение сумм в квитанциях за содержание и ремонт жилья происходит регулярно в отношении группы жильцов, они могут составить коллективную жалобу в следующие инстанции:

  • прокуратуру;
  • жилищную инспекцию.

В тексте жалобы следует перечислить факты завышения квартплаты с указанием конкретных сумм, а также доказательства завышения – детализации расчетов, квитанции о полученных от УК штрафах за завышение и т. д.

Тарифы на содержание и ремонт многоквартирных домов определяются специалистами УК и утверждаются собранием жильцов и региональными властями, завышение тарифов до окончания срока их действия или невыполнение части работ по обслуживанию общих помещений является основанием для обращения в жилищную инспекцию.

Что входит в содержание жилья

Как обосновать размер платы за содержание жилого помещения

Существует несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться обоснованным.

[3]

Первое условие – размер такой платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утверждённому перечню, объёму и качеству услуг и работ (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 29, 35 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Минстрой РФ в своём письме от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому.

Второй критерий – размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтверждён. Расчёт выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома.

Цель таких осмотров – своевременное определение видов и объёмов работ по ремонту ОИ для предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11 ПП РФ № 491). Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п. 14 ПП РФ № 491).

Третий критерий – размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.

И последний критерий – различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон. Подробнее о том, какая дифференциация возможна и к каким решениям в случае споров собственников жилых и нежилых помещений по этому вопросу приходят суды, вы можете узнать в видеозаписи онлайн-конференции.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 5

Что входит в содержание жилья

Давайте честно: не все УК и ТСЖ полностью соблюдают требования законодательства. Поэтому каждая графа в квитанции может вызывать вопросы у собственников недвижимости. Сегодня разберемся, что входит в содержание жилья в квитанции , нужно ли за это платить и как рассчитывается сумма оплаты.

Законодательное регулирование

Содержание и ремонт многоквартирного дома необходимы для поддержания общего имущества жильцов в надлежащем состоянии и обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций. Регулирование тарифов на содержание жилья осуществляется:

  1. Постановлением Правительства № 491;
  2. Постановлением Правительства № 354;
  3. Постановлением Правительства № 290;
  4. законодательными актами регионов РФ.
  • В Постановлении № 491 изложены правила определения тарифов на содержание и ремонт жилья в зависимости от способа управления домом, а также определен состав общедомового имущества.
  • Постановление № 354 описывает формулы для расчета квартплаты, а местные законы устанавливают тарифы на услуги и работы по содержанию многоквартирного дома.
  • Постановление № 290 определяет список необходимых работ, которые должна осуществлять УК в целях ремонта и обслуживания дома.

Как рассчитать расходы?

Цены за ремонт и содержание жилья, а также общедомового имущества в зависимости от регионов могут различаться. Тарифы не подлежат регулированию со стороны государственных органов или организаций ЖКХ.

Формирование тарифов на многоквартирный дом

Согласно статье 156 Жилищного кодекса РФ, список оказываемых управляющей компанией услуг и их стоимость устанавливаются собственниками на общем собрании. В действительности чаще проходит голосование за тарифы, предложенные представителем организации. Рассчитываются они, исходя из:

  • цены топлива;
  • стоимости найма рабочих;
  • количества средств, затрачиваемых на материалы;
  • накладных расходов;
  • прибавки с учётом предполагаемой инфляции.

Прибыль управляющей организации находится в пределах 5% от итогового тарифа, потому установление жильцами слишком низких расценок чревато отказом компании от сотрудничества в дальнейшем.

Кроме того, заниженный тариф может негативно сказаться и на состоянии многоквартирного дома. Минимальный уровень сервиса по содержанию и ремонту жилья установлен правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утверждёнными постановлением Госстроя РФ №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003.

Где узнать эти тарифы?

Чтобы самостоятельно проверить тарифы на услуги организации, необходимо обратиться в управляющую компанию и оформить запрос на предоставление документов, подтверждающих выполнение заявленных работ и услуг.

Расчет вознаграждения

Размер платы за управление многоквартирным домом участникам совета определяется самими жильцами на общем собрании и зависит от проделанной работы, ее объема и качества. С назначенного вознаграждения взимаются законодательно предусмотренные налоги и сборы, поэтому лучше включать их в эту сумму. Кто осуществляет расчет, выплаты страховых взносов и подоходного налога с вознаграждения, выбирается при заключении договора с организацией.

В оплату за управление многоквартирным домом включена деятельность управляющей компании, в рамках которой она предоставляет коммунальные услуги, а также выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества. Исполнение разнообразных функций, несущих вспомогательный характер, осуществляется в рамках договора и не является обязанностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто определяет тарифы на ремонт и содержание жилых помещений и как рассчитать размер квартплаты по тарифу?

Собственники и наниматели жилых помещений должны вносить оплату не только за потребляемые ресурсы, но и за содержание и ремонт общедомового имущества. Размер оплаты зависит от тарифа, способы определения которого зависят от способа управления домом, особенностью его архитектуры и нормативов потребления коммунальных услуг в регионе.

Что входит в содержание и ремонт жилого помещения фактически

Фактически плата за содержание жилого помещения включает в себя оплату за любые работы с общественными местами и прилегающими территориями, которые принадлежат всем собственникам квартир на праве долевой собственности. Жильцы платят за:

Поддержание порядка в местах общего пользования. УК или ТСЖ обязаны организовывать и ремонтировать освещение общественных мест, например — подъездов. А еще проводить мелкий текущий ремонт: например, окрашивать стены, приклеивать отошедшую плитку, штукатурить трещины и так далее.

Уборка мест общего пользования. Это — тоже обязанность организации, управляющей многоквартирным домом. Поддержание санитарного порядка имеет свои нормативы. Например, каждый день УК или ТСЖ обязаны проводить влажную уборку до 2 этажа включительно и уборку лифта в поле, а также очищать мусоропровод. Каждую неделю надо проводить влажное подметание всех лестничных клеток, каждый год — влажную уборку всех окон и стен в подъезде.

Устранение аварий. Кроме того, в обязанности УК входит также устранение их последствий. При прорыве водопровода, канализации или повреждении газовой трубы управленцы обязаны незамедлительно сообщить об этом в соответствующие службы или устранить аварию самостоятельно. Аварию на электрокабеле надо устранять в течение 2 часов, повреждение крыши, в результате которого возникла течь — в течение суток. Разбитое окно в подъезде следует менять в течение суток зимой и трех суток летом.

Осуществление технического надзора. Допуск к электрощиткам, приборам учета общего пользования и другим важным функциональным узлам проверяющих тоже входит в содержание жилищного фонда .

Сезонная подготовка объектов. Этот пункт включает в себя целый перечень разных работ. Например, жильцы платят за консервацию, промывку и опрессовку системы отопления, за утепление трубопроводов, очистку системы вентиляции, утепление дверных и оконных проемов, закрытие входа на чердак и так далее.

Соблюдение мер противопожарной безопасности. За установку пожарных щитов, системы сигнализации, обслуживание эвакуационных выходов тоже платят собственники жилья.

Обеспечение вывоза мусора. В содержание дома входит и организация вывоза ТБО, а также транспортировки жидких отходов. Многие собственники платят за это отдельной строкой в квитанции — о том, законно ли это, мы поговорим позднее.

Содержание придомовой территории. Например, озеленение тоже относится к содержанию многоквартирного дома. А еще управляющая компания или ТСЖ обязаны ремонтировать детские площадки во дворе, устанавливать новые лавочки и следить за их состоянием, ставить урны.

Содержание штата работников. Оплата работы бухгалтера, руководства, других специалистов ТСЖ или УК тоже входит в содержание жилья, потому что именно они фактически отвечают за все работы в МКД. Управляющая компания может сама устанавливать размер заработной платы своих сотрудников, и оплачивать ее будете вы.

Кроме этого, в оплату входит плата за обеспечение оптимальной температуры и влажности в местах общего пользования, за ремонт и многие другие работы.

Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

от 23 июня 2017 г. N 05-01-06-112/7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАСЦЕНОК И ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

В рамках полномочий, определенных п. 4.2.8 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 739-ПП):

1. Рекомендовать государственным заказчикам города Москвы при расчете начальных (максимальных) цен государственных контрактов использовать:

1.1. Расценку на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (приложение 1).

1.2. Предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомовых технических средств (ВТС), обеспечивающих обработку и автоматизированную передачу данных об объемах потребления ресурсов в жилых помещениях жилищного фонда города Москвы в общегородскую систему коммерческого учета потребления энергоресурсов (приложение 2).

2. Утвердить и рекомендовать управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам и организациям использовать в своей деятельности:

2.1. Предельные единичные расценки на работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (приложение 3).

2.2. Предельные единичные расценки на работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приложение 4).

2.3. Предельную цену на работу по техническому обслуживанию автоматизированного узла управления центральным отоплением жилого дома в городе Москве (приложение 5).

2.4. Предельную комплексную расценку на работы по техническому обслуживанию охранно-защитных дератизационных систем (приложение 6).

2.5. Предельные цены на техническое обслуживание пассажирских лифтов, установленных в жилых домах города Москвы (приложение 7).

2.6. Предельные цены на техническое обслуживание скоростных пассажирских лифтов со скоростью движения кабины от более 1,4 м/с до 2 м/с (включительно), установленных в жилых домах города Москвы (приложение 8).

2.7. Предельную комплексную расценку на работы по проведению технических осмотров электротехнических устройств многоквартирного дома (приложение 9).

2.8. Предельные расценки на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности города Москвы (приложение 10).

2.9. Предельные цены на работы по содержанию (очистке, обезжириванию, промывке, дезинфекции, гидроизоляции) и видеодиагностике внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода (приложение 11).

2.10. Предельные расценки на транспортировку крупногабаритного мусора из домовладений до объектов обезвреживания отходов (приложение 12).

2.11. Предельные расценки на транспортировку ТБО из домовладений (от населения) на полигоны, мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы по маркам мусоровозов (приложение 13).

3. Признать утратившими силу:

3.1. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 30.06.2015 N 05-01-06-187/5 «Об утверждении расценок на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

3.2. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 01.07.2016 N 05-01-06-146/6 «Об утверждении расценок на отдельные виды работ».

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 июля 2017 года.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 8

Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме нередко становится предметом судебных разбирательств между собственниками помещений и управляющими организациями.

Сегодня расскажем, признал ли Конституционный Суд РФ незаконным решение ОСС об установке разных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Что входит в квартплату

Плата за содержание и ремонт дома включает в себя расходы на следующие составляющие:

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 9

  • содержание и ремонт инженерных коммуникаций, обеспечивающих дом водой, газом, отоплением и электричеством;
  • ресурсы, затрачиваемые на обслуживание общих помещений;
  • оплата труда подрядных организаций и сотрудников УК;
  • содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, обеспечивающих хранение и систематизацию данных о проведенных работах;
  • поддержание общих помещений и придомового участка в надлежащем санитарном состоянии.

К ресурсам, которые идут на обслуживание дома, относятся электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, вода, расходуемая на орошение придомовой территории и т. д.

В список необходимых работ входит уборка подъездов и придомовой территории, текущий ремонт лестничных проемов, окон, подъездных дверей, покраска стен и т. д.

Почему решение ОСС возмутило собственника помещения в МКД

Общее собрание собственников установило разные размеры платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений.

Собственник жилого помещения этого МКД не согласился с таким решением, посчитал, что оно принято с нарушением процедурных норм и ставит владельцев жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с владельцами нежилых помещений.

[2]

Он попытался оспорить решение ОСС в суде, но ничего не получилось. Районный суд и судебная коллегия отказали в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным.

Такое решение суды аргументировали отсутствием в действующем законодательстве запрета на установление дифференцированных тарифов за содержание и ремонт общего имущества в МКД в зависимости от назначения и размещения помещений.

Дальше был Верховный Суд РФ, который отказал собственнику в рассмотрении дела. Это стало поводом для обращения в Конституционный Суд РФ

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 10

Какие аргументы предоставил КС РФ

П. 1 ст. 130 ГК РФ признаёт самостоятельными объектами недвижимого имущества в многоквартирном доме жилые и нежилые помещения, а также машино-места.

Наличие права собственности на помещение в МКД обуславливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в таком доме. Участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество платить налоги, сборы и иные платежи по этому имуществу, а также издержки по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несёт собственник, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Справедливое распределение расходов между собственниками помещений в МКД обеспечивается ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, которая закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в МКД его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с содержанием ст. 19 Конституции РФ.

Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на СОИ МКД зависит от способа управления таким домом. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 закрепляет обязанность собственников нести бремя расходов соразмерно их долям в праве общей собственности.

К многоквартирным домам, управление которыми осуществляют собственники помещений, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные потребительские кооперативы, не установлены конкретные правила, предписывающие или исключающие возможность учёта особенностей помещений в МКД при определении размера платежей на содержание общего имущества в таком доме.

Действующее законодательство не исключает возможности учёта при принятии на ОСС решения о размере платы за содержание общего имущества особенностей помещений, а также иных объективных обстоятельств, которые при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников в МКД, могут служить основанием для изменения долей их участия в расходах по содержанию общего имущества.

При этом дифференциация размеров платежей не должна приводить к неравенству в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, утверждённый ОСС размер платы за содержание и текущий ремонт ОИ в МКД, работы и услуги по управлению домом не может устанавливаться произвольно, он должен обеспечивать содержание ОИ в МКД в соответствии с законодательством и отвечать требованиям разумности.

ЖК РФ не содержит специальных норм, закрепляющих основания признания ОСС в МКД оспоримым или ничтожным, поэтому в таком вопросе применяются положения главы 9.1 ГК РФ:

  • решение собрание может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом;
  • основаниями для признания судом собрания недействительным являются нарушения требований закона – порядка созыва, подготовки и проведения, оформления документов собрания, которые могли повлиять на решение участников собрания;
  • решение собрание ничтожно, если противоречит основам правопорядка или нравственности, принято по вопросу, не включённому в повестку дня или вопрос не относился к компетенции собрания.

Ст. 46 ЖК РФ не препятствует собственнику помещения в МКД, не принимавшему участия в общем собрании собственников, на котором рассматривался вопрос об установлении платы за содержание жилого помещения или голосовавшему против принятия решения, устанавливающему конкретные размеры платы, обратиться в суд, если он полагает, что его права и законные интересы нарушены.

О чём ещё мы поговорили

Во второй день онлайн-конференции мы затронули ещё несколько важных для управляющих организаций тем:

  1. Какие неудачные формулировки об индексации размера платы за жилое помещение управляющие организации включают в договор управления МКД.
  2. Как оформить решение общего собрания о новом размере платы.
  3. Какие последствия ждут управляющую организацию, если она оспорит установленный собственниками необоснованный размер платы.
  4. В каком порядке и где рассматриваются споры о взыскании, перерасчёте платы и порядке её внесения.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара. А в раздаточном материале мы собрали примеры судебных решений, которые помогут управляющим организациям выстроить правильную позицию при возникновении споров об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Как формируются тарифы ЖКХ

По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация

*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.

Компоненты тарифа на коммунальные услуги

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 12

Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.

Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Счетчиков нет

При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.

Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 13

Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 14

Счетчики есть

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

V – индивидуальное потребление;

V1 – общедомовое потребление;

S – общая площадь квартиры;

S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 15

При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 16

Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 17

Общедомовые нужды

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 19

Как рассчитать квартплату

Расчет каждого из компонентов квартплаты можно произвести одним из следующих способов:

  • с использованием формул, приведенных в Постановлении № 354 и в уставе конкретной управляющей структуры;
  • путем подачи запроса в бухгалтерию УК.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 20

Формулы, описанные в Постановлении № 354 позволяют рассчитать квартплату по следующим показателям:

  • площадь всех помещений дома;
  • площадь общих нежилых помещений;
  • этажность;
  • срок эксплуатации здания;
  • площадь квартиры плательщика;
  • наличие и тип коммуникаций.

В зависимости от способа проведения работ и особенностей архитектуры здания, расчеты могут включать в себя дополнительные параметры. Как правило они приведены на сайтах управляющих компаний и жилищных товариществ, а также на порталах муниципальных жилищных комитетов.

Для получения детализации расчета квартплаты нужно подать заявление в УК.

Структура тарифа на жилищные услуги

Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).

К таким услугам относятся:

облагораживание придомовых участков;

уборка во дворах;

содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;

осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.

Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 21

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 22

Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.

Когда можно оспорить экономически необоснованный размер платы за содержание

Нередки ситуации, когда у управляющей организации и собственников помещений возникают разногласия при утверждении размера платы за содержание и ремонт ОИ в МКД. Например, собственники принимают на ОСС не предложенный управляющей организацией размер платы, а тот, который сами считают нужным.

Первое, о чём рекомендуем помнить при возникших между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД спорах о размере платы за содержание жилого помещения, – размер платы должен быть обоснованным (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, определение КС РФ от 28.03.2017 № 700-О). Если собственники произвольно корректируют размер платы, исключая из него обязательные статьи затрат, правосудие будет на стороне УО.

Управляющая организация может оспорить решение ОСС об изменении размера платы, если оно принято без учёта предложений УО и является экономически необоснованным. Установленный размер платы должен обеспечивать содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

В это же время в определении ВС РФ от 10.04.2018 № 6-КГ18-6 указано, что платежи по содержанию ОИ должны быть достаточными для финансирования работ и услуг, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Примеры решений, в которых суд встал на сторону управляющей организации, вы найдёте в раздаточном материале ко второму дню итоговой онлайн-конференции. А в видеозаписи можно посмотреть рекомендации Сусаны Киракосян о том, как управляющей организации защитить свою позицию в суде.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества - картинка 23

Что решил Конституционный Суд РФ

КС РФ решил, что п. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения соответствуют действующему правовому регулированию РФ:

  • все собственники помещений в МКД должны участвовать в расходах на содержание ОИ в таком доме;
  • объективные обстоятельства могут служить основанием для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию ОИ в МКД при условии, что дифференцияация размеров платежей не повлечёт за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории;
  • не исключают возможность признания судом недействительным решения ОСС.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что тарифы на содержание общего имущества для жилых и нежилых помещений в МКД могут отличаться.

Правила установления размера платы за содержание жилого помещения

Продолжаем рассказывать о главных темах Итоговой онлайн-конференции за 2018 год. Во второй день Сусана Киракосян рассмотрела позиции высших судов об утверждении размера платы за содержание общего имущества. Узнайте, как правильно обосновать, утвердить и даже оспорить размер такой платы.

Кто и как устанавливает тариф

Определение тарифов на содержание и ремонт домов, обслуживаемых управляющими компаниями, происходит в следующем порядке:

  1. Сотрудники УК разрабатывают базовый тариф с учетом расходов за прошедший период и особенностей конструкции зданий.
  2. Собственники помещений на общем собрании утверждают предложенный тариф.
  3. Сотрудники УК направляют в региональный жилищный департамент заявление на утверждение тарифа.
  4. В жилищном департаменте рассматривают утвержденный тариф, при необходимости корректируют и утверждают его.

Если тариф корректируется в большую сторону, органы власти обязаны обосновать изменения в письменном виде. Тариф устанавливается на срок не менее одного года.

Если дом управляется при помощи ТСЖ, то предложения по тарифам подготавливают члены правления, а утверждение происходит на собрании членов ТСЖ. При непосредственном управлении домом владельцами квартир тарифы определяются условиями договоров с поставщиками ресурсов и исполнителями услуг.

После утверждения тарифов на собрании представители ТСЖ или УК должны направить в администрацию следующий пакет документов:

  • предложенную тарифную сетку;
  • письменное обоснование;
  • паспорт многоквартирного дома;
  • учредительные документы управляющей организации;
  • выписку из протокола собрания жильцов, на котором были утверждены тарифы.

[1]

Как можно снизить тарифы ЖКХ

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Источники

Литература


  1. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  4. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  5. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях