Увольнение госслужащих декларация

Увольнение госслужащих декларация - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Увольнение госслужащих декларация". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Содержание

ВС РФ разъяснил порядок увольнения чиновников, не соблюдающих антикоррупционные запреты

Увольнение госслужащих декларация - картинка 2ВС РФ выпустил разъяснения касательно увольнения чиновников, совершивших недопустимые для госслужащих поступки. Соответствующий обзор судебной практики опубликован на сайте суда.

Авторы обзора напоминают, что, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», на госслужащих возложены следующие обязательства:

  • не иметь счетов за границей;
  • регулярно представлять декларации о доходах;
  • уведомлять руководство или уполномоченные органы о полученных предложениях коррупционного характера;
  • принимать меры для предотвращения конфликта интересов (ситуация, когда личная заинтересованность может повлиять на исполнение служебных обязанностей), немедленно уведомлять руководство о предпосылках таких конфликтов;
  • для предотвращения конфликта интересов передать имеющиеся ценные бумаги в доверительное управление.

В обзоре подчеркивается, что единственный необходимый фактор для наступления дисциплинарной ответственности – сам дисциплинарный проступок. Таким образом, чиновник может быть наказан (вплоть до увольнения), даже если в отношении него не возбуждено уголовное дело о коррупционном преступлении. Суды не восстанавливают на работе бывших чиновников, которые были уволены, хотя не стали фигурантами уголовных дел.

При этом ВС РФ подчеркнул, что родство или свойство чиновников не обязательно приводит к конфликту интересов. В пример приводится замглавы муниципалитета, отвечавшая за жилищные отношения, молодежную политику, безопасность и взаимодействие органов власти. На должность специалиста в том же муниципалитете была принята ее невестка. Она занималась организацией различных мероприятий. На основании ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», запрещающей работу близких родственников и свойственников в условиях непосредственной подчиненности в одном учреждении, замглавы администрации была уволена. Однако ей удалось восстановиться в должности через суд. Чиновница доказала, что, во-первых, невестка не была ей подчинена. Во-вторых, даже если стоило заводить речь об увольнении, то уйти должна была невестка, так как ее приняли на работу позже.

[1]

Стоит отметить, что вопрос увольнения чиновников в настоящее время широко обсуждается в связи с отставкой замглавы Минэкономразвития России Сергея Белякова. Чиновник написал на своей странице в Facebook, что приносит извинения за решение правительства изъять пенсионные накопления в 2015 году. Как результат, замминистра уволили на основании ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», запрещающей чиновникам публично высказывать оценки о деятельности государственных органов. Впрочем, данный мотив увольнения в обзоре ВС РФ не упоминается.

http://www.garant.ru/news/558937/

Бывших чиновников могут обязать отчитываться о своих расходах в течение трех лет после увольнения

Увольнение госслужащих декларация - картинка 3
tankist276 / Depositphotos.com

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на усиление контроля за расходами госслужащих. Документы разработаны группой депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым.

Первым законопроектом 1 предлагается продлить антикоррупционный контроль за необоснованными расходами чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей на период после их увольнения. Для этого планируется обязать лиц, замещавших (занимавших) должности, предполагающие обязательное декларирование доходов и расходов, в течение трех лет после увольнения представлять информацию о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Речь идет о расходах по каждой сделке, связанной с приобретением недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей, паев), и об источниках получения средств на их совершение. При этом будут учитываться только те сделки, сумма которых превысила общий доход чиновника, полученный за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

[2]

Одновременно планируется регламентировать основания и порядок осуществления контроля при выявлении юридически значимого расхождения между доходами и расходами после увольнения лица, замещавшего указанную должность. Имеется в виду расхождение, допущенное чиновником еще в период нахождения на должности.

Часть поправок касается уточнения механизма конфискации незаконно нажитого имущества и сделок с ним. В частности, предполагается приостанавливать сделки с имуществом в ходе антикоррупционных проверок. А в случаях незначительного расхождения расходов и доходов контролируемого лица (при наличии разницы менее 20%) предполагается конфисковывать лишь ту часть имущества, законность приобретения которой не была доказана. В случае одобрения инициативы бремя доказывания при этом будет возложено на самого госслужащего (в настоящее время незаконность происхождения доходов доказывается прокурором).

Сопутствующие поправки планируется внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 2 , а также в КоАП 3 . В последнем может появиться административная ответственность за непредставление госслужащими информации о собственных расходах, расходах супругов и несовершеннолетних детей. За такое деяние предусмотрен штраф в размере 50-100 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от шести месяцев до года. В свою очередь, за сообщение заведомо ложных сведений, предоставление заведомо недостоверных документов и материалов определены санкции вплоть до дисквалификации на срок от года до двух лет.

http://www.garant.ru/news/1279466/

Конституционный Суд России запретил увольнять госслужащих за ошибки кадровиков!

Конституционный Суд России запретил увольнять госслужащих за ошибки кадровиков!

При приеме на работу госслужащий не предоставил справку о доходах, когда это выяснилось, его уволили «в связи с утратой доверия». Все три инстанции СОЮ увольнение сочли законным, но КС с ними не согласился.

Конституционный суд разъяснил норму об увольнении чиновников за непредоставление декларации о доходах. Соответствующее постановление, принятое по жалобе экс-сотрудника мурманского подразделения Росприроднадзора Игоря Котяша, опубликовали на сайте суда 7 апреля.

Осенью 2017 года Котяша приняли на должность главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора. Однако менее чем через год, в сентябре 2018-го, его уволили «в связи с утратой доверия». Как оказалось, внутренняя служебная проверка по представлению Генпрокуратуры вывила, что при поступлении на госслужбу Котяш не предоставил сведения о своих доходах и доходах членов его семьи. Бывший чиновник обжаловал свое увольнение в суде. Однако все три инстанции его доводы отклонили, после чего Котяш обратился с жалобой в КС.

По его мнению, ст. 37 и ст. 59.2 закона о государственной гражданской службе, а также ст. 13 закон о противодействии коррупции, в том смысле, который им придает правоприменительная практика, позволяют увольнять госслужащих за то, что при поступлении на работу они не предоставили декларацию о своих доходах. «В то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период государственной гражданской службы», — считает Котяш, отмечая, что непредставление декларации при приеме на службу препятствует заключение самого контракта.

Как пояснила «Ведомостям» представитель заявителя Елена Петрова, на самом деле справку при поступлении на работу Котяш принес, но во время проверки в кадровой службе ее не нашли. «Доказать мы это никак не можем, но без такой справки его просто не взяли бы на работу, это обязательное требование при приеме», — пояснила Петрова.

Конституционный суд согласился с доводами Котяша. Судьи отметили, что оспариваемые положения позволяют увольнять госслужащих за непредставление декларации в период самой службы, а не в момент приема на нее. Последняя ситуация, по их мнению, обнаруживает не противоправные действия гражданина, а неисполнение кадровой службой госучреждения своих обязанностей по соблюдению порядка приема на работу. Решения по делу Котяша должны быть пересмотрены, постановил КС.

http://www.9111.ru/questions/777777777834739/

Нужно ли сдавать декларацию о доходах гос. служащему за 2017 г если уволился в феврале 2018

Увольнение госслужащих декларация - картинка 6

Вы не обязаны сдать декларацию, но имеете право.

В законе о противодействии коррупции указана обязанность подавать сведения о доходе только претендентам на должность госслужащего и непосредственно замещающим должность.

Кроме того предупредите нового работодателя, о его обязанности сообщить о приеме на работу по прежнему месту работы.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

http://www.9111.ru/questions/14691656/

КС запретил увольнять госслужащих за ошибки кадровиков.

При приеме на работу госслужащий не предоставил справку о доходах, когда это выяснилось, его уволили «в связи с утратой доверия». Все три инстанции СОЮ увольнение сочли законным, но КС с ними не согласился.

Конституционный суд разъяснил норму об увольнении чиновников за непредоставление декларации о доходах. Соответствующее постановление, принятое по жалобе экс-сотрудника мурманского подразделения Росприроднадзора Игоря Котяша, опубликовали на сайте суда 7 апреля.

Осенью 2017 года Котяша приняли на должность главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора. Однако менее чем через год, в сентябре 2018-го, его уволили «в связи с утратой доверия». Как оказалось, внутренняя служебная проверка по представлению Генпрокуратуры выявила, что при поступлении на госслужбу Котяш не предоставил сведения о своих доходах и доходах членов его семьи. Бывший чиновник обжаловал свое увольнение в суде. Однако все три инстанции его доводы отклонили, после чего Котяш обратился с жалобой в КС.

По его мнению, ст. 37 и ст. 59.2 закона о государственной гражданской службе, а также ст. 13 закона о противодействии коррупции (в том смысле, который им придает правоприменительная практика) позволяют увольнять госслужащих за то, что при поступлении на работу они не предоставили декларацию о своих доходах. «В то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период государственной гражданской службы», – считает Котяш и отмечает, что непредоставление декларации при приеме на службу препятствует заключению самого контракта.

Как пояснила «Ведомостям»представитель заявителя Елена Петрова, на самом деле справку при поступлении на работу Котяш принес, но во время проверки в кадровой службе ее не нашли. «Доказать мы это никак не можем, но без такой справки его просто не взяли бы на работу, это обязательное требование при приеме», – пояснила Петрова.

Конституционный суд согласился с доводами Котяша. Судьи отметили, что оспариваемые положения позволяют увольнять госслужащих за непредставление декларации в период самой службы, а не в момент приема на нее. Ситуация, по их мнению, обнаруживает не противоправные действия гражданина, а неисполнение кадровой службой госучреждения своих обязанностей по соблюдению порядка приема на работу. Решения по делу Котяша должны быть пересмотрены, постановил КС.

http://www.9111.ru/questions/777777777835222/

Утрата доверия признана действенным элементом борьбы с коррупцией

Любой госслужащий может быть уволен, если сообщил в своей декларации недостоверные сведения о доходах. Так решил вчера Конституционный суд (КС), отказавшись рассматривать жалобу бывшего сотрудника ФСБ, который лишился должности именно по такому поводу. КС считает подобные увольнения действенным способом борьбы с коррупцией. На практике из-за сокрытых доходов работы ежегодно лишаются сотни чиновников, включая высокопоставленных.

Жалобу в КС подал экс-сотрудник УФСБ по Приморскому краю Вячеслав Воробьев, которого уволили с формулировкой «в связи с утратой доверия». В его декларации о доходах были обнаружены недостоверные сведения. До обращения в КС господин Воробьев безуспешно пытался восстановиться на службе в судах общей юрисдикции. Законодательство о противодействии коррупции допускает увольнение госслужащих, включая военных и работников спецслужб, в тех случаях, когда те сообщают неполные или недостоверные сведения о доходах и имуществе. Основание для увольнения одно — утрата доверия. Господин Воробьев решил, что такая норма в законе «О воинской обязанности и военной службе» неконституционна, и пытался доказать это в КС.

[3]

Однако Конституционный суд отказался рассматривать жалобу. Свой отказ КС обосновал тем, что увольнение за «коррупционное правонарушение» может применяться как действенный элемент борьбы с коррупцией. Кроме того, в ходе изучения жалобы Вячеслава Воробьева КС получил из Верховного суда решение по аналогичному делу, в котором гражданка Воловик своего восстановления добилась, потому что уволили ее с нарушением сроков предъявления ей претензий. То есть начальство не считало ее заработок на стороне незаконным или затянуло историю с увольнением. В итоге КС пришел к выводу, что суды в состоянии разобраться в каждом конкретном случае — законно уволили человека или нарушили его права.

Отметим, что подобные увольнения — не единичные случаи с тех пор, как в России действуют антикоррупционные законы (приняты в 2008 году). Декларации ежегодно подают около 1,5 млн госслужащих. В 2012 году с госслужбой из-за утраты доверия расстались 322 чиновника, указавшие заниженные суммы доходов в своих декларациях за 2011 год. В прошлом году при проверке деклараций за 2012 год выявлено 200 чиновников, сокрывших доходы. Все уволены за утрату доверия.

Были среди уволенных и высокопоставленные чиновники. Первым уволенным распоряжением президента стал генерал-майор Виктор Гайдуков, у которого выявлены недостоверные сведения о доходах за 2010 год. Позже в отношении генерала было возбуждено уголовное дело (см. «Ъ» от 2 февраля 2012 года). Самым громким в прошлом году стало увольнение заместителя главы Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) Александра Домбровского (см. «Ъ» от 30 октября 2013 года). Кроме того, по итогам проверки деклараций, которую провел президентский Совет по противодействию коррупции, должностей из-за утраты доверия лишились заместитель командующего военно-транспортной авиацией Минобороны генерал-майор Шемякин и заместитель командующего Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению генерал-майор Свинцов.

«Наше законодательство предусматривает в таких случаях лишь увольнение — и это мягкий вариант санкции»,— заявил «Ъ» лидер общественного Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. В США и европейских странах «все намного жестче», утверждает он. Там, по словам господина Кабанова, «несовпадения реальных доходов и задекларированных — это признак незаконного обогащения, что считается криминальным составом и ведет к уголовному преследованию». Но и отечественный «мягкий вариант» он считает вполне действенной антикоррупционной мерой.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Виктор Хамраев

http://www.kommersant.ru/doc/2406526

«Все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает»

Заместитель директора департамента государственной и гражданской службы Минздравсоцразвития ДМИТРИЙ БАСНАК в интервью обозревателю “Ъ” ИРИНЕ ГРАНИК рассказал о том, что система декларирования доходов уже позволяет выявлять коррупцию.

— С 2008 года по инициативе Дмитрия Медведева формируется законодательная база для выявления коррупционных действий чиновников, в том числе через механизм декларирования их доходов. Впервые доложено о результатах: уволено уже более 3 тыс. человек. Чиновников действительно увольняли за коррупционные деяния?

— По действующему законодательству неисполнение обязанности по представлению соответствующих сведений является основанием для увольнения со службы. Если госслужащий действительно скрывает какие-то активы, счета в банках, имущество, а при выявлении этой информации не может дать пояснения о происхождении денег и имущества, то, по-моему, вопрос о коррупционных деяниях стоит однозначно. При этом президент в своем послании Федеральному собранию 22 декабря 2011 года еще раз обратил внимание на необходимость проведения системной работы по проверке достоверности сведений, декларируемых государственными служащими.

— То есть реально проверить источники доходов, и особенно движение средств, скажем, за несколько лет? Эксперты говорят, что нагрузка на кадровые подразделения ведомств и комиссии по конфликту интересов так резко увеличилась, что чиновники подвергаются риску быть уволенными за ошибки в декларациях.

— Для проведения проверки достоверности и полноты сведений кадровым службам даны полномочия запрашивать информацию у первоисточников, аккумулирующих те или иные сведения. Например, полученные доходы — у ФНС России, имущество — в Росреестре, счета в банках — в кредитных и банковских учреждениях. Имеются полномочия по направлению запросов в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, по розыску имущества, в том числе за рубежом. То есть в принципе все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает. Конечно, все новые требования в законодательстве существенно увеличили нагрузку на кадровые службы госорганов. Нужно учитывать, что в 2011–2013 годах идет 20-процентное сокращение количества госслужащих, а новые функции, направленные на противодействие коррупции, были возложены на госорганы без увеличения численности.

— Не секрет, что изменения в законодательстве не всегда сразу эффективно реализуются на практике. Как решается эта проблема?

— Всегда в ходе практики выявляются определенные моменты, которые нужно откорректировать, улучшить для того, чтобы добиться соблюдения законодательства. Кроме того, требуется проводить обучение, давать разъяснения. Мы этим занимаемся. По распоряжению президента организовано обучение госслужащих подразделений по профилактике коррупции. В 2010 году 500 человек, а в 2011-м — уже 1 тыс. прошли повышение квалификации по специальной программе, ориентированной на применение на практике антикоррупционых механизмов. Минздравсоцразвития, как ведомство, отвечающее за организационно-методическую координацию обучения всех гражданских служащих, рекомендовало всем учреждениям, которые занимаются обучением госслужащих, и всем госорганам при формировании заказа на обучение включать в программы антикоррупционную составляющую. Министерство подготовило и пакет методических рекомендаций, которые призваны ориентировать кадровые службы госорганов на единообразное применение антикоррупционного законодательства.

— Как вы считаете, не нужно ли ввести еще и декларацию конфликта интересов. Может быть, это позволит без долгого погружения в счета и активы сразу видеть, где может быть база для коррупции?

— Механизм декларирования конфликта интересов и необходимые инструменты действующим антикоррупционным законодательством предусмотрены в достаточном объеме. Нами также обеспечивается методическое содействие применению данного института в практике работы ведомств. Так, в частности, подготовлен обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе. По результатам его рассмотрения на заседании президиума совета при президенте по противодействию коррупции он будет доступен для использования как госслужащим, так и госорганам. Этот вопрос должен также быть на «особом счету» у образовательных учреждений, которые занимаются обучением госслужащих.

— Подарки должностным лицам в какой-то мере имеют отношение к теме деклараций. Насколько я знаю, готовятся нормы по ужесточению контроля подарков госслужащим. Речь идет о полном запрете на дарение?

— Какие новые предложения готовятся по расширению декларируемых сведений, а также по декларированию крупных расходов, о чем президент объявил в послании?

— Декларация, которую мы сейчас имеем, существует в неизменном виде много лет. На основании писем госорганов, обращений граждан назрела необходимость отдельные вещи в справке уточнить. Мы уже обсуждали в администрации президента новую структуру справки и сейчас ее дорабатываем, чтобы появилась возможность отслеживать крупные расходы, в том числе приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Также в рамках расширения применения информационных технологий в кадровой работе мы рассматриваем вопрос о том, чтобы госслужащие заполняли справки в электронном виде, а кадровые службы могли проверять все это в автоматизированном режиме. Сейчас уже будем апробировать это на своем министерстве и подведомственных службах и будем готовить предложения для распространения этого механизма на другие органы.

http://www.kommersant.ru/doc/1853895

200 госслужащих уволены после проверок деклараций о доходах

После проверки 1,5 млн деклараций о доходах 200 чиновников лишились своих постов в связи с утратой доверия. «По итогам всех этих проверок к 3 тыс. служащих применены меры юридической ответственности, но юридической — не значит уголовной. Из них 200 человек служащих разных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия», — цитирует главу администрации президента РФ Сергея Иванова «Интерфакс».

Об увольнении одного из чиновников в связи с проверкой деклараций читайте в материале «Ъ» «Александру Домбровскому подали декларацию об уходе».

http://www.kommersant.ru/doc/2332137

В течение 2 лет после увольнения бывшему госслужащему нужно получать согласие на новое трудоустройство

Минтруд России направил в федеральные государственные органы и руководителям высших органов исполнительной власти субъектов РФ для использования в работе Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Как пояснил директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак, данные рекомендации позволят обеспечить единообразную практику применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащую ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина – бывшего государственного (муниципального) служащего.

Бывшему государственному (муниципальному) служащему нужно получать официальное согласие на новое трудоустройство в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в том органе, где он работал, сообщает пресс-служба Минтруда.

«Обращаться за согласием комиссии необходимо при заключении любого трудового договора в течение первых двух лет после ухода с государственной (муниципальной) службы, – подчеркнул Дмитрий Баснак. – Если же бывший служащий планирует работать не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то запрашивать согласие данной комиссии нужно только, если сумма вознаграждения по данному договору составит более ста тысяч рублей в месяц».

«Данные правила распространяются на лиц, чьи должности включены в перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», – отметил он.

В методических рекомендациях также содержится порядок исполнения работодателем обязанности информировать государственные или муниципальные органы о планируемом заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.

При этом государственным органам и органам местного самоуправления рекомендовано при отсутствии у них в течение шести месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры по месту нахождения органа.

http://www.klerk.ru/buh/news/462353/

Бывших чиновников могут обязать отчитываться о своих расходах в течение трех лет после увольнения

Увольнение госслужащих декларация - картинка 3
tankist276 / Depositphotos.com

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на усиление контроля за расходами госслужащих. Документы разработаны группой депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым.

Первым законопроектом 1 предлагается продлить антикоррупционный контроль за необоснованными расходами чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей на период после их увольнения. Для этого планируется обязать лиц, замещавших (занимавших) должности, предполагающие обязательное декларирование доходов и расходов, в течение трех лет после увольнения представлять информацию о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Речь идет о расходах по каждой сделке, связанной с приобретением недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей, паев), и об источниках получения средств на их совершение. При этом будут учитываться только те сделки, сумма которых превысила общий доход чиновника, полученный за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Одновременно планируется регламентировать основания и порядок осуществления контроля при выявлении юридически значимого расхождения между доходами и расходами после увольнения лица, замещавшего указанную должность. Имеется в виду расхождение, допущенное чиновником еще в период нахождения на должности.

Часть поправок касается уточнения механизма конфискации незаконно нажитого имущества и сделок с ним. В частности, предполагается приостанавливать сделки с имуществом в ходе антикоррупционных проверок. А в случаях незначительного расхождения расходов и доходов контролируемого лица (при наличии разницы менее 20%) предполагается конфисковывать лишь ту часть имущества, законность приобретения которой не была доказана. В случае одобрения инициативы бремя доказывания при этом будет возложено на самого госслужащего (в настоящее время незаконность происхождения доходов доказывается прокурором).

Сопутствующие поправки планируется внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 2 , а также в КоАП 3 . В последнем может появиться административная ответственность за непредставление госслужащими информации о собственных расходах, расходах супругов и несовершеннолетних детей. За такое деяние предусмотрен штраф в размере 50-100 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от шести месяцев до года. В свою очередь, за сообщение заведомо ложных сведений, предоставление заведомо недостоверных документов и материалов определены санкции вплоть до дисквалификации на срок от года до двух лет.

http://www.garant.ru/news/1279466/

ВС РФ разъяснил порядок увольнения чиновников, не соблюдающих антикоррупционные запреты

Увольнение госслужащих декларация - картинка 2ВС РФ выпустил разъяснения касательно увольнения чиновников, совершивших недопустимые для госслужащих поступки. Соответствующий обзор судебной практики опубликован на сайте суда.

Авторы обзора напоминают, что, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», на госслужащих возложены следующие обязательства:

  • не иметь счетов за границей;
  • регулярно представлять декларации о доходах;
  • уведомлять руководство или уполномоченные органы о полученных предложениях коррупционного характера;
  • принимать меры для предотвращения конфликта интересов (ситуация, когда личная заинтересованность может повлиять на исполнение служебных обязанностей), немедленно уведомлять руководство о предпосылках таких конфликтов;
  • для предотвращения конфликта интересов передать имеющиеся ценные бумаги в доверительное управление.

В обзоре подчеркивается, что единственный необходимый фактор для наступления дисциплинарной ответственности – сам дисциплинарный проступок. Таким образом, чиновник может быть наказан (вплоть до увольнения), даже если в отношении него не возбуждено уголовное дело о коррупционном преступлении. Суды не восстанавливают на работе бывших чиновников, которые были уволены, хотя не стали фигурантами уголовных дел.

При этом ВС РФ подчеркнул, что родство или свойство чиновников не обязательно приводит к конфликту интересов. В пример приводится замглавы муниципалитета, отвечавшая за жилищные отношения, молодежную политику, безопасность и взаимодействие органов власти. На должность специалиста в том же муниципалитете была принята ее невестка. Она занималась организацией различных мероприятий. На основании ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», запрещающей работу близких родственников и свойственников в условиях непосредственной подчиненности в одном учреждении, замглавы администрации была уволена. Однако ей удалось восстановиться в должности через суд. Чиновница доказала, что, во-первых, невестка не была ей подчинена. Во-вторых, даже если стоило заводить речь об увольнении, то уйти должна была невестка, так как ее приняли на работу позже.

Стоит отметить, что вопрос увольнения чиновников в настоящее время широко обсуждается в связи с отставкой замглавы Минэкономразвития России Сергея Белякова. Чиновник написал на своей странице в Facebook, что приносит извинения за решение правительства изъять пенсионные накопления в 2015 году. Как результат, замминистра уволили на основании ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», запрещающей чиновникам публично высказывать оценки о деятельности государственных органов. Впрочем, данный мотив увольнения в обзоре ВС РФ не упоминается.

http://www.garant.ru/news/558937/

Минтруд разрешил чиновникам ошибаться в декларациях

Увольнение госслужащих декларация - картинка 12

Недостоверная информация в поданных чиновником «антикоррупционных» декларациях не является нарушением, которое должно приводить к увольнению виновного. Это следует из выпущенных Минтруда «Методических рекомендаций по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции». Методичка (копия есть у «Известий») разослана по государственным ведомствам для использования в работе. В частности, согласно документу, не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего. Также не будет наказываться ошибка, которая «не образует коррупционного проступка», к примеру если декларация составлялась на основе других документов с неточностями (например, банк выдал недостоверную выписку со счета). Сокрытие от декларирования дорогостоящих подарков также не станут препятствием карьере госслужащего.

Это первые методические рекомендации по борьбе с коррупцией, выпущенные Минтрудом, они обязательны к применению всеми ведомствами для «обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий». Правом на выпуск такого документа, «касающегося реализации требований федеральных законов» Минтруд был наделен в марте 2015 года указом президента РФ № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Методические рекомендации разделяют все коррупционные нарушения на три группы. Первая — значительные проступки, за которые должно последовать увольнение «в связи с утратой доверия», а также «малозначительные» и «несущественные» проступки, за которые чиновник может отделаться замечанием или выговором (см. инфографику).

Например, серьезным нарушением, по мнению Минтруда, является только такая «ошибка», величина которой составила более 20% от общего дохода семьи — вне зависимости от величины сокрытой суммы.

Не считаются существенными сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, а также неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей. Если чиновник не уведомил руководство о попытке подкупа, этот проступок также не будет считаться значимым.

Не предусмотрено методическими рекомендациями Минтруда наказание за отказ чиновника декларировать дорогие подарки, которые тот получил.

Отдельно перечислены случаи, которые вообще «не образуют коррупционного нарушения» и не влекут взысканий. Так, чиновник избежит санкций, если не смог составить и подать антикоррупционную декларацию в связи с форс-мажорными обстоятельствами. В качестве таковых в документе перечислены военные действия, пожар и наводнение. Также не будут чиновники наказаны за недостоверные сведения в декларациях, если отображенная в ней информация основывалась на ошибочных документах от банков, государственных структур.

В пресс-службе Минтруда подтвердили наличие документа, однако не смогли предоставить оперативного комментария.

Эксперты возмущены, что такой важный документ принимался без участия профессионального сообщества.

— Интересно, почему антикоррупционная методичка не проходила антикоррупционную экспертизу, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. — Такое ощущение, что писали ее коммерсанты — только они в каждом документе упоминают про форс-мажорные обстоятельства — и под конкретные случаи, по которым сейчас идет проверка. Откуда взялась цифра в 20%? А если доход семьи составил миллиард? Незадекларированные 200 млн — простим? Да даже если было сокрыто «только» 5 млн рублей, — это, извините, однокомнатная квартира в Москве. В Национальном плане по противодействую коррупции, утвержденным президентом, сразу несколько пунктов посвящены подаркам. Почему они пропали из методички? Общий вывод такой: зачастую наши чиновники, которые прописывают нормы ответственности, пишут их так, чтобы остаться без какой-либо ответственности.

— Совершенно понятно, почему по документу освобождаются от ответственности чиновники, которые предоставили «ошибочные» документы от банка или БТИ, — соглашается экс-замминистра финансов, профессор ВШЭ Алексей Саватюгин. — Вот представьте, захотел чиновник переписать имущество на своего родственника, чтобы не декларировать его. Сделку совершить можно быстро, но регистрационный процесс занимает недели, а то и месяцы. А справку нужно предоставлять уже сейчас, и вот он вынужден получать «ошибочную» справку, где собственником обозначен он, а не дальний родственник или бывшая жена.

Кабанов допускает, что после такой нормы могут участится случаи, когда путем сговора, например, с операционистом банка чиновник сможет получать справки с нужными опечатками.

— Теоретически это возможно, особенно если речь идет о БТИ, — говорит он. — Хотя справедливости ради отмечу: действительно был случай, когда в банке чиновнику выдали справку с лишним нулем. В результате было истрачено много нервов, пока ошибка не была найдена.

В Минтруда заявили, что не ведут подсчет объема вынужденных и намеренных ошибок в декларациях. Как указывалось в прошлогоднем отчете о проверке деклараций служащих Центробанка, более половины менеджеров ЦБ в своих декларациях предоставили данные с ошибками или не предоставили их вовсе.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, необходимо полностью менять подходы к борьбе с коррупцией.

— Должна быть создана единая государственная система контролирования доходов и расходов, чтобы, с одной стороны, контроль был непрерывным, а не раз в год, как в настоящее время, — считает он. — И с другой стороны, чтобы чиновник не ездил ежегодно по банкам, собирая сомнительные справки. А вот если к его деятельности возникли дополнительные вопросы, тогда отдельно вызывать и требовать объяснений.

http://iz.ru/news/598278

«Все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает»

Заместитель директора департамента государственной и гражданской службы Минздравсоцразвития ДМИТРИЙ БАСНАК в интервью обозревателю “Ъ” ИРИНЕ ГРАНИК рассказал о том, что система декларирования доходов уже позволяет выявлять коррупцию.

— С 2008 года по инициативе Дмитрия Медведева формируется законодательная база для выявления коррупционных действий чиновников, в том числе через механизм декларирования их доходов. Впервые доложено о результатах: уволено уже более 3 тыс. человек. Чиновников действительно увольняли за коррупционные деяния?

— По действующему законодательству неисполнение обязанности по представлению соответствующих сведений является основанием для увольнения со службы. Если госслужащий действительно скрывает какие-то активы, счета в банках, имущество, а при выявлении этой информации не может дать пояснения о происхождении денег и имущества, то, по-моему, вопрос о коррупционных деяниях стоит однозначно. При этом президент в своем послании Федеральному собранию 22 декабря 2011 года еще раз обратил внимание на необходимость проведения системной работы по проверке достоверности сведений, декларируемых государственными служащими.

— То есть реально проверить источники доходов, и особенно движение средств, скажем, за несколько лет? Эксперты говорят, что нагрузка на кадровые подразделения ведомств и комиссии по конфликту интересов так резко увеличилась, что чиновники подвергаются риску быть уволенными за ошибки в декларациях.

— Для проведения проверки достоверности и полноты сведений кадровым службам даны полномочия запрашивать информацию у первоисточников, аккумулирующих те или иные сведения. Например, полученные доходы — у ФНС России, имущество — в Росреестре, счета в банках — в кредитных и банковских учреждениях. Имеются полномочия по направлению запросов в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, по розыску имущества, в том числе за рубежом. То есть в принципе все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает. Конечно, все новые требования в законодательстве существенно увеличили нагрузку на кадровые службы госорганов. Нужно учитывать, что в 2011–2013 годах идет 20-процентное сокращение количества госслужащих, а новые функции, направленные на противодействие коррупции, были возложены на госорганы без увеличения численности.

— Не секрет, что изменения в законодательстве не всегда сразу эффективно реализуются на практике. Как решается эта проблема?

— Всегда в ходе практики выявляются определенные моменты, которые нужно откорректировать, улучшить для того, чтобы добиться соблюдения законодательства. Кроме того, требуется проводить обучение, давать разъяснения. Мы этим занимаемся. По распоряжению президента организовано обучение госслужащих подразделений по профилактике коррупции. В 2010 году 500 человек, а в 2011-м — уже 1 тыс. прошли повышение квалификации по специальной программе, ориентированной на применение на практике антикоррупционых механизмов. Минздравсоцразвития, как ведомство, отвечающее за организационно-методическую координацию обучения всех гражданских служащих, рекомендовало всем учреждениям, которые занимаются обучением госслужащих, и всем госорганам при формировании заказа на обучение включать в программы антикоррупционную составляющую. Министерство подготовило и пакет методических рекомендаций, которые призваны ориентировать кадровые службы госорганов на единообразное применение антикоррупционного законодательства.

— Как вы считаете, не нужно ли ввести еще и декларацию конфликта интересов. Может быть, это позволит без долгого погружения в счета и активы сразу видеть, где может быть база для коррупции?

— Механизм декларирования конфликта интересов и необходимые инструменты действующим антикоррупционным законодательством предусмотрены в достаточном объеме. Нами также обеспечивается методическое содействие применению данного института в практике работы ведомств. Так, в частности, подготовлен обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе. По результатам его рассмотрения на заседании президиума совета при президенте по противодействию коррупции он будет доступен для использования как госслужащим, так и госорганам. Этот вопрос должен также быть на «особом счету» у образовательных учреждений, которые занимаются обучением госслужащих.

— Подарки должностным лицам в какой-то мере имеют отношение к теме деклараций. Насколько я знаю, готовятся нормы по ужесточению контроля подарков госслужащим. Речь идет о полном запрете на дарение?

— Какие новые предложения готовятся по расширению декларируемых сведений, а также по декларированию крупных расходов, о чем президент объявил в послании?

— Декларация, которую мы сейчас имеем, существует в неизменном виде много лет. На основании писем госорганов, обращений граждан назрела необходимость отдельные вещи в справке уточнить. Мы уже обсуждали в администрации президента новую структуру справки и сейчас ее дорабатываем, чтобы появилась возможность отслеживать крупные расходы, в том числе приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Также в рамках расширения применения информационных технологий в кадровой работе мы рассматриваем вопрос о том, чтобы госслужащие заполняли справки в электронном виде, а кадровые службы могли проверять все это в автоматизированном режиме. Сейчас уже будем апробировать это на своем министерстве и подведомственных службах и будем готовить предложения для распространения этого механизма на другие органы.

http://www.kommersant.ru/doc/1853895

Литература


  1. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  2. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях